Роды

Кесарево. История кесарева сечения

Кесарево. История кесарева сечения

24 октября 2015

Начнем с самого термина. Почему "сечение", понятно, но почему "кесарево"? Кесарь, кайзер, царь - слова, восходящие к имени Гая Юлия Цезаря (100 - 44 гг. до н.э.), великого полководца и политика, получившего от Римского Сената титул императора. Кесарево сечение - цезарево сечение, но при чем тут Цезарь?

Еще с античных времен бытует легенда, что мать Цезаря, Аврелия, при родах умерла, но будущий “отец отечества” был извлечен из нее живым посредством оперативного вмешательства - кесарева сечения. Однако при всей заманчивости такого толкования оно не выдерживает критики. Как быть, например, со свидетельством о том, что Аврелия знала об экспедиции своего сына в Британию (в Британии Цезарь высадился в возрасте 45 - 46 лет)? Зато есть сведения, что при Цезаре был принят закон, делавший обязательной в случае смерти роженицы попытку спасения ребенка путем рассечения брюшной стенки и матки и извлечения плода. До XVII века эта процедура называлась кесаревой операцией. Термин “кесарево сечение” ввел в 1598 г. Жак Гилльимо в своей книге об акушерстве. Есть и другие варианты этимологии этого термина, но углубление в филологические дебри не входит в наши задачи.

С операцией, называемой ныне кесаревым сечением, связано столько мифов, легенд и преданий, что вычленить из них реальное ядро очень и очень сложно. Одно можно утверждать с уверенностью: кесарево сечение известно человечеству с глубокой древности. Предания об оперативном извлечении плода существуют и в западной, и в восточной культурах - в том числе и сообщения об извлечении живого ребенка из живой матери.

Древнегреческий бог врачевания Асклепий (в римском варианте - Эскулап) был сыном Аполлона и нимфы Корониды. Легкомысленная Коронида, уже будучи беременной от Аполлона, изменила ему со смертным - красавцем Исхием. Такого попрания божественного достоинства боги-олимпийцы потерпеть не могли. Разгневанный Зевс убивает дерзкого Исхия молнией, а обманутый Аполлон поражает стрелой неверную возлюбленную. Однако гнев отца не распространяется на еще не родившегося сына, которого он извлекает из чрева мертвой матери (чем не кесарево сечение?) и передает на воспитание мудрому кентавру Хирону, обучившему его впоследствии искусству врачевания.

Существуют древнекитайские гравюры, изображающие операцию кесарева сечения, причем явно на живой женщине.

Еврейский Талмуд запрещает определение первородства в случаях, когда близнецов извлекают из утробы матери хирургическим путем. Женщинам, разрешившимся от бремени с помощью оперативного вмешательства, предписываются специальные очистительные ритуалы.

Но хотя и существуют отдельные свидетельства о случаях успешного извлечения живого плода из живой женщины, все же изначальной целью оперативного вмешательства было в основном извлечение ребенка из умершей или умирающей женщины. Во-первых, люди всегда хотели дать ребенку шанс выжить - сколь бы мизерным этот шанс ни представлялся. Во-вторых, согласно религиозным предписаниям, в случае смерти роженицы ребенка и мать следовало хоронить отдельно. Возможность спасти и мать, и дитя стала по-настоящему реальной лишь в XIX веке. Однако попытки предпринимались всегда, и не всегда - безуспешные. Первое (или, по крайней мере, одно из первых) письменное свидетельство об успешном проведении кесарева сечения датируется 1500 г. В Швейцарии жил некий Якоб Нуфер, чью профессию мы бы определили сейчас как “ветеринар, специалист по стерилизации домашних животных”. Когда его жене пришло время родить первенца, роды оказались на редкость тяжелыми и долгими. Несмотря на все усилия тринадцати опытных акушерок, несчастная женщина никак не могла разрешиться от бремени. По прошествии нескольких дней мучительных и бесплодных схваток отчаявшийся муж понял, что пора переходить к решительным действиям. Заручившись разрешением властей, он приступил к операции. Благодаря своей профессии, Якоб имел некоторые хирургические навыки. Возможно, именно это - вкупе с жалостью к жене и решительным характером - помогло ему успешно провести операцию. Женщина осталась жива и впоследствии родила мужу еще пятерых детей (в том числе - двойню!). Ребенок, извлеченный из утробы матери посредством кесарева сечения, дожил до 77 лет. Справедливости ради отметим, что некоторые современные специалисты по истории медицины подвергают сомнению подлинность этого рассказа, ставя его в один ряд с многочисленными небылицами о роженицах, проделавших кесарево сечение самостоятельно, о беременных женщинах, атакованных рогатыми животными и т.д.

Из письменных свидетельств о первых случаях успешного осуществления кесарева сечения можно сделать вывод, что практически все они проводились вдали от больших городов, в сельской местности без участия профессиональных врачей (и даже без консультации с ними) и без применения соответствующего инструментария. В какой-то момент к оперативному вмешательству стали прибегать на более раннем этапе родового процесса - еще до того, как ситуация становилась фатальной для роженицы. Это позволяло уменьшить рискованность и травматичность операции не только для матери, но и для ребенка. Операция осуществлялась, как правило, дома - на кухонном столе или на простой кровати. В больницах рожали редко, что - как ни странно это звучит - было благом и для матери, и для ребенка по крайней мере до второй половины XIX века. Об асептике и антисептике в те времена еще ничего известно не было, и больницы буквально кишели инфекциями. Опасность представляло все - вплоть до плохо вымытых рук хирурга.

Успешному осуществлению кесарева сечения - как, впрочем, и любого хирургического вмешательства - препятствовало еще одно обстоятельство: отсутствие серьезных анатомических знаний. Слово “анатомия” в переводе с греческого означает “рассечение (тела)”. Еще с античных времен религия и общественное мнение традиционно восставали против посмертного вскрытия. Анатомические знания, полученные при вскрытии животных, механически переносились на человеческое тело, что не могло не вести к грубым ошибкам в представлениях о строении внутренних органов человека. Когда великий Александр Македонский основал в Египте Александрию (IV в. до н.э.), очень скоро ставшую международным торговым и культурным центром, вместе с греческими торговцами туда потянулись и греческие ученые, в том числе - медики. При слове “Египет” первым часто приходит на ум слово “мумия”. Так было и в античные времена. Греческие медики Герофил и Эрасистрат (III в. до н.э.) заимствовали египетскую технику мумифицирования. Да и общество к этому времени уже не было столь непримиримо настроено к эмпирическому (т.е. опытному, экспериментальному) изучению анатомии. Поэтому кое-какие представления об анатомии человека в античную эпоху все же существовали, однако фундаментальными их назвать никак нельзя. Подобно другим эмпирическим областям знания, анатомия в Европе вплоть до эпохи Возрождения была вынуждена довольствоваться тем, что “завещала” ей античность. Возрождение нередко ассоциируется главным образом с искусством и философией, однако ничуть не менее масштабными и революционными были изменения в научном мышлении и научной практике. Анатомические представления медиков XVI - XVII вв. уже ни в коей мере нельзя назвать наивными или фантастическими (хотя Церковь продолжала преследовать практику посмертного вскрытия). В труде основоположника современной анатомии Андреаса Везалия (1514 - 1564) De corporis humani fabrica (“О строении человеческого тела”) даны по-настоящему научные описания всех органов и систем человеческого тела.

Интересно, что в странах, которые мы высокомерно привыкли считать дикими, представление об анатомии человеческого тела (так же как и понятие об антисептике, а может быть, и техника анестезии) находилось, по всей видимости, на более высоком уровне, чем в цивилизованной Европе. Во всяком случае, европейские путешественники неоднократно рассказывали о случаях успешного проведения кесарева сечения, например, в Африке. Один из них описывает некий британец Р. У. Фелкин. Лекарь использовал банановое вино в качестве своего рода анестезии, одурманив им женщину до полубессознательного состояния. Тем же банановым вином он протер собственные руки и живот роженицы, а затем, сделав срединный надрез, сразу прижег рану - во избежание сильного кровотечения. По завершении операции угандийский целитель скрепил разрез на животе металлическими иглами (матку он зашивать не стал, а лишь помассировал ее), а затем перевязал рану, предварительно покрыв бинт некоей мазью, изготовленной из корней. Случай этот датируется, правда, уже 1879 годом, однако сноровка лекаря, отработанность процедуры и та быстрота, с которой пациентка оправилась от операции, позволили Фелкину заключить, что угандийские лекари имеют богатый и, без сомнения, давний опыт хирургического извлечения плода.

В Европе же, начиная с эпохи Возрождения, акушерство все больше превращалось из ремесла в отрасль медицинской науки. Как известно, вплоть до конца XIX в. медицинское образование было доступно только мужчинам. Опытных, но не слишком-то подкованных в теории женщин-акушерок со временем практически вытеснили образованные врачи-мужчины. Однако согласно одному из первых вполне достоверных (в отличие от случая с Якобом Нуфером) свидетельств об успешном проведении кесарева сечения, пальма первенства (если не в мире, то, во всяком случае, в Британской Империи) здесь принадлежит женщине. Переодешись мужчиной, подобно нашей “кавалерист-девице” Дуровой, англичанка Джеймс Миранда Стюарт Бэрри завербовалась в Южную Африку в качестве военного врача. Именно там она и провела операцию, о которой идет речь, - где-то между 1815 и 1821 гг.

На этом, пожалуй, можно закончить наш беглый обзор “доисторической эпохи” кесарева сечения. Историческую же эру знаменуют два великих открытия, к которым человечество пришло лишь во второй половине XIX в.: антисептика и анестезия, но это - тема для отдельного разговора.

Александр Ольгин
«9 Месяцев» - №1 2001

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама