Зачатие

Покровы заветной тайны. Экскурс в историю эмбриологии

Покровы заветной тайны. Экскурс в историю эмбриологии

20 октября 2015

Представим себе фантастическую ситуацию: мы понятия не имеем, откуда берутся дети. Иначе говоря, нас в данном случае интересует вопрос: как выглядела бы теория зачатия и внутриутробного развития плода, построенная нами самостоятельно, исключительно на основе собственного опыта, наблюдений и логических рассуждений?

Ну, о связи между совокуплением и зачатием мы бы, скорее всего, рано или поздно догадались просто исходя из жизненного опыта. (Хотя, если вдуматься, даже это не так очевидно, как кажется на первый взгляд.) Получается знаменитый «черный ящик»: известно, что на входе и на выходе, а вот что внутри…

Понаблюдав за рыбами, амфибиями, насекомыми, пресмыкающимися, птицами и немного поразмыслив, мы могли бы предположить, что все живое — из яйца. В самом деле, многие из этих «яйцекладущих» существ откладывают яйца очень маленькие, порой почти невидимые невооруженным глазом. Стало быть, и у млекопитающих, и у человека (о том, что млекопитающие и человек — достаточно близкие родственники, мы с вами догадались) вполне могут быть яйца — только микроскопические, практически невидимые. Что ж, в этой гипотезе мы не будем одиноки: с очень давних пор люди не сомневались, что все организмы (или, по крайней мере, большинство организмов) происходят из яйца — ex ova omnia, как говорили древние римляне. Недаром у многих народов существует миф о так называемом мировом яйце, из которого «вылупилось» все мироздание. Говорят, между прочим, что столь любимые нами веселые пасхальные яйца как раз и символизируют это самое мировое яйцо — источник жизни. Есть даже мифы, в которых из яйца, очень похожего на птичье, вылупляются не только великие стихии и боги, но и люди.

Женой царя Спарты Тиндарея была прекрасная Леда, чья дивная красота славилась по всей Греции. Не устоял перед ее чарами и глава олимпийских богов Зевс. Чтобы усыпить бдительность верной своему супругу добродетельной Леды, Зевс, не отличавшийся особой щепетильностью, превратился в прекрасного лебедя. От Лебедя-Зевса Леда родила яйцо, из которого через некоторое время вылупилась красавица девочка. Девочку нарекли Еленой, а народ прозвал ее Еленой Прекрасной. Именно из-за нее разразилась кровопролитная Троянская война, длившаяся больше девяти лет и значительно «уменьшившая бремя земли» — унесшая жизни множества греков и троянцев…

 

«Леда и Лебедь», композиция (сталь,неон,лазер), Берлин.
Яйцо соответствует женскому началу — чтобы догадаться об этом, не нужно особой проницательности. Для зачатия нужны двое — это тоже не Бог весть какое откровение. Что же представляет собой начало мужское? Здесь все уже далеко не так очевидно. Хотя и тут наблюдения могут сослужить добрую службу. Чтобы в рыбьих яичках-икринках зародились мальки, необходимо оплодотворяющее действие молок. Чтобы из земли вырос росток, нужно оплодотворить ее семенем. Видимо, мужчина — носитель особенного, человеческого семени. Как известно, сперма по-гречески значит просто семя. Без него из женщины, нередко отождествлявшейся с землей, ничего не «произрастет». Откуда берется это семя? Из чего оно образуется? Отец медицины Гиппократ (V в. до н.э.) учил, что семя просачивается в кровь из головного и спинного мозга, потом проходит через «фильтр» почек и через яички — в пенис. Ну а что же происходит в таинственном женском лоне после того, как мужское семя оплодотворяет женское яйцо? Над этой тайной билось не одно поколение светлых умов древности. Не стоит свысока смотреть на фантастические и порой забавные гипотезы древних ученых, вынужденных логическим путем искать решение этой чисто эмпирической задачи. Итак, как же получается, что из комочка слизи — женского яйца — и вовсе загадочной субстанции — мужской спермы — вдруг получается живое существо с глазами, костями, волосами и т.д.? Где и в каком виде содержится информация о будущем человеке?

Яйцо — не что иное, как хранилище питательных веществ. Из неоплодотворенного яйца не вылупится птенец. Можно предположить, что судьба будущего человека целиком заложена в мужском семени. В защиту такой точки зрения выступали так называемые «гомункулисты». В общих чертах их теория сводилась к тому, что частички мужской спермы (сперматозоиды — сказали бы мы) представляют собой крохотных, невидимых человеческому глазу, но вполне «оформленных» человечков. Питательная среда, окружающая такого человечка — гомункула — в материнском яйце, не вносит в его организм ничего нового, а лишь помогает ему вырасти и сформироваться. Отсюда следует логический вывод: если обеспечить благоприятные условия, можно вырастить человека внеполовым путем, просто в пробирке — in vitro. И такой вывод, конечно же, был сделан. «Человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей. Другими словами, существа эти могут вырасти, не будучи выношенными и рожденными женским организмом, — посредством мастерства искусного алхимика», — писал врач, астролог и алхимик Парацельс (1495 — 1562). Парацельс предлагал и вполне конкретную методику выращивания гомункула:

«Если сперму, заключенную в плотно запечатанную бутыль, поместить в лошадиный навоз приблизительно на сорок дней и надлежащим образом «намагнетизировать», она может начать жить и двигаться. По истечении этого времени субстанция приобретает форму и черты человеческого существа, однако является прозрачной и бестелесной. Если теперь его еще сорок недель искусственно питать… и держать все это время в лошадином навозе при неизменной температуре, оно вырастет в человеческое дитя, причем члены его будут развиты так же, как и у любого другого ребенка, как если бы оно было рождено женщиной, только будет оно много меньше. Мы называем такое существо гомункулом, и его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка, пока оно не станет старше, не приобретет разум и интеллект и не будет в состоянии само заботиться о себе.»

 Естественно, современная наука начисто отвергает такую возможность, однако еще относительно недавно это вовсе не представлялось столь уж невероятным.

Eстественно, современная наука начисто отвергает такую возможность, однако еще относительно недавно это вовсе не представлялось столь уж невероятным.

Сохранилось любопытное «свидетельство» об опытах, произведенных неким графом Иоганном Фердинандом фон Кюффштейн в Тироле в 1775 году. По воспоминаниям ассистента этого самого графа, он вместе с итальянским мистиком аббатом Гелони произвел десять гомункулов, или, как он их назвал, «пророчествующих духов», сохранявшихся в наполненных водой прочных бутылях, вроде тех, что используются для консервирования фруктов. «Духи» были созданы за пять недель и включали короля, королеву, рыцаря, монаха, монахиню, архитектора, рудокопа, серафима, а также голубого и красного духов. Граф очень хотел, чтобы «духи» выросли, поэтому они были помещены в огромную кучу лошадиного навоза, которая ежедневно обрызгивалась некоей жидкостью, с большим трудом приготовлявшейся двумя подручными из каких-то «весьма отвратительных материалов». После того как бутыли были вынуты, обнаружилось, что «духи» выросли примерно до 35 см, так что бутыли стали слишком маленькими для них, а у мужских гомункулов выросли длинные бороды, а также ногти на руках и ногах. Каким-то образом аббат Гелони снабдил «духов» подходящей одеждой согласно рангу и достоинству каждого. Граф кормил этих существ раз в три или четыре дня каким-то розовым веществом из серебряной коробочки, давая из нее каждому «духу» шарик размером с горошину. Раз в неделю вода должна была меняться, и бутыли наполнялись вновь чистой дождевой водой. Смену воды следовало производить очень быстро, поскольку в тот момент, когда духи оказывались на воздухе, они закрывали глаза, слабели, теряли сознание и, казалось, были близки к смерти. История эта закончилась печально: один из гомункулов погиб, когда бутыль случайно разбилась; второй сбежал из своей бутыли, но был пойман и водворен на место. А их создатель, уничтожив в конце концов всех гомункулов, занялся отмаливанием грехов и спасением души.

 

Гомункул 

Что ж, желающие могут поэкспериментировать… Еще со времен Вавилонского Столпотворения человечество было одержимо идеей обойти, нарушить существующий порядок вещей. Почему многочисленные алхимики и маги не покладая рук бились над созданием искусственного человека? Не потому ли, что двуполое размножение человека — один из самых непреложных законов мироздания? Помните, в гетевском «Фаусте» Вагнер, склонившись над колбой с «человеческим веществом», произносит знаменательные слова:

С годами мозг мыслителя искусный

Мыслителя искусственно создаст…

Однако теории «гомункулистов» можно противопоставить концепцию, согласно которой плод в женском теле постепенно формируется из бесформенной массы. Сам великий Аристотель (IV в. до н.э.) придерживался такого взгляда. Он «нашел» и «сырье» для построения нового организма. Всем известно, что после зачатия у женщины прекращаются менструальные кровотечения. Разве не логично предположить, что кровь больше не течет потому, что используется в качестве строительного материала при формировании зародыша? Знаменитый греческий медик Гален (II в. н.э.) учил, что зародыш в своем развитии проходит четыре стадии: genitura — бесформенная белесая масса; foetus — зародыш с начинающими формироваться мозгом, печенью и сердцем; плод с обозначившимися, но еще не до конца оформленными органами и, наконец, puer (мальчик) — ребенок со сформировавшимися органами и подвижными суставами.

 В Коране написано:

 «Он создает вас в утробах матерей ваших, заставляя вас менять один вид после другого в тройном мраке» (Сура 39:8)

 «Тройной мрак» перестает быть загадочным, если взглянуть на схематичное изображение женского таза. Первый «мрак» — стенка брюшины; второй — стенка матки; третий — амниотическая оболочка.

 В Коране описан и сам поэтапный процесс формирования нового человеческого организма:

«…потом Мы (т.е. Бог — А.О.) его (человека — А.О.) сделали каплею семени, укрепленною во вместилище, потом Мы семя обратили в кусок крови, кусок крови обратили в кусок мяса, кусок мяса обратили в кости и кости одели мясом; после чего Мы его образовали вторичным творением» (Сура 23:13-14)

Как можно увидеть из этого — весьма избирательного и неполного — обзора, людям, независимо от их мировоззрения и вероисповедания, издавна не давал покоя простой на первый взгляд вопрос: как «получается» человек. Во второй половине XVII в. нидерландский натуралист Антони ван Левенгук изготовил невиданные по тем временам линзы со 150- и даже с 300-кратным увеличением. Рассматривая мужскую сперму через этот первый в истории человечества микроскоп, он с изумлением увидел и зарисовал шустрых «головастиков» с длинными хвостиками — сперматозоиды. Более детально их рассмотрел несколько позже голландский ученый Горштекер. Однако воображение ученого сыграло с ним дурную шутку. Дело в том, что Горштекер явственно увидел в сперме мужчины... крохотных человечков. Каждое из этих микроскопических существ имело несоразмерно большую голову, сложенные на груди ручонки и поджатые ножки — точь-в-точь как у зародыша человека в матке. Вот вам и экспериментальная проверка научной теории! Однако в дальнейшем в хорошие микроскопы стало видно, что в структуре сперматозоидов нет ничего общего со взрослым организмом. Это открытие заставило некоторых ученых сделать вывод, что тельца, обнаруженные под микроскопом в половой слизи мужчины и самцов млекопитающих, попали туда... случайно! Как паразиты, подобные инфузориям. В связи с горячими спорами в научных кругах итальянский аббат Спалланцани поставил в 1780 году решающий опыт. Он взял у самца собаки половую слизь, отделил жидкую ее часть от подвижных телец и ввел последние самке собаки. Собака забеременела. Так он доказал, что сперматозоиды — не случайно занесенные в половую слизь паразиты, а важная составная часть акта оплодотворения. Этот его опыт (напомним: проведенный в XVIII веке!) не только стоял у истоков эмбриологии в современном ее понимании, но и был первым известным нам успешным опытом искусственного оплодотворения!

 

«Три мрака»: (1) брюшина; (2) стенка матки; (3) амниотическая оболочка.

Даже теперь, с высоты современного научного знания и фантастических достижений генной инженерии глядя на эмбриологические теории древности, нельзя не изумиться тому, как близко подошел «безоружный» (т.е. не вооруженный даже микроскопом, не говоря уже о прочих чудесах техники) человеческий ум к разгадке одной из величайших тайн природы.

Александр Ольгин

«9 Месяцев» № 2-3  2001 

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама