Активный отдых

Мы идем в музей!

Мы идем в музей!

23 января 2016

Малыш в мире прекрасного.

Личный опыт.
Однажды, когда моему племяннику было года четыре, я собралась вести его в Пушкинский музей. Бабушка предложила одеться потеплее, но малыш с возмущением отверг недостаточно элегантные, с его точки зрения, штаны: "Что ты, бабушка, там же глеки!" С дочкой было проще - в первый раз в музей она попала в "памперсном" возрасте. Что, впрочем, не помешало ей с интересом рассматривать огромные залы, скульптуры, картины.

Но более осмысленное хождение по музеям началось, пожалуй, лет с двух-трех. Именно в этом возрасте дочка полюбила "смотреть красивые картины", то есть репродукции в альбомах по искусству. Я не стремилась к тому, чтобы Полина заучивала названия полотен и фамилии их авторов, мне хотелось другого - чтобы она их полюбила, признала "своими". Поэтому процесс рассматривания картинок я сопровождала историями – частично правдивыми, частично выдуманными. Когда через некоторое время мы впервые вошли в залы Третьяковки, дочка не чувствовала себя там "чужой", радостно узнавала в оригиналах полюбившиеся "красивые картины".

Впрочем, если следовать хронологии, сначала Полина познакомилась с теми самыми древними греками, которых так боялся оскорбить непарадным видом мой племянник. По моим наблюдениям, маленьким детям легче дается знакомство со скульптурой, а не с живописью. Тем более, если работа скульптора может служить отправной точкой для интересной, сказочной истории. Поэтому дорога в Музей изобразительных искусств им. Пушкина у нас начиналась с древнегреческих мифов. Сначала мы читали их дома, а потом захватили с собой в музей и использовали как справочник (в самом деле, попробуй упомни всех этих многочисленных богов и нимф!). В первое посещение музея (Полине не было тогда и трех лет) греками мы и ограничились. А потом каждый раз открывали для себя что-то новое - то египетские мумии, то - западноевропейскую живопись, то иконы.

При посещении музеев, особенно таких больших, как Третьяковка, Музей им. Пушкина и Исторический, я никогда не стремлюсь "объять необъятное", как не пытаюсь и "наукообразить" это мероприятие. Я не искусствовед, я не могу и не умею долго рассказывать о цвете, мазках, о технике живописи. Я и не буду этого делать. Лучше расскажу трагическую легенду о княжне Таракановой, мы вместе пофантазируем, придумывая судьбу невестам из "Неравного брака" и "Сватовства майора", вспомним сказку о "Трех царевнах подземного царства". Мы будем говорить не только о древнегреческих мифах, но и о библейских сюжетах, представим себя героями далеких времен, владельцами этих предметов, которые уже больше не покажутся нам мертвыми музейными экспонатами…

Проще всего ненаучный метод "вживания в историю" осуществить в музеях-усадьбах или в таких музейных комплексах, как Коломенское, Архангельское, Кусково, Царицыно, Останкино, Абрамцево. Сюда лучше всего приезжать в хорошую погоду на целый день, для пущей романтики захватив с собой рюкзаки с "походной пищей".

Многие считают, что самые скучные музеи - это мемориальные. А мы с дочкой их любим, с некоторыми даже "дружим". Стоит, например, на Тверском бульваре в Москве маленький особнячок с окном-фонариком. Это - Дом-музей замечательной артистки Ермоловой. В этом доме любят детей, готовят для них специальные программы. Мы приходим на спектакли и праздники, но при этом обязательно бродим по залам музея. Полина вместе с другими детишками любуется танцем галантных кавалеров и прекрасных дам - "жителей" музыкальной шкатулки, с интересом изучает панораму старинной Москвы, восхищается доспехами Жанны Д' Арк (сценический костюм Ермоловой).

Еще один волшебный терем-теремок - Дом-музей Васнецова, что находится в одноименном переулке недалеко от проспекта Мира. Здесь каждая комната полна "интересностями" - картинами, необычными предметами старины (чего стоит хотя бы настоящая кольчуга!). Но это - дом художника, поэтому самое интересное находится в его мастерской. Как любим мы с дочкой забраться на самый "чердак", в огромную светлую комнату, увешанную огромными картинами! Здесь можно сидеть долго, рассматривая героев русских сказок и былин, наслаждаясь покоем и тишиной…

Есть в Москве место, где "встретились" три совершенно различных писателя земли русской. Знаете церковь у Никитских ворот, в которой венчались Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова? С недавних пор у этой церкви поставлен памятник-фонтан. А совсем рядом, в красивом особняке стиля "модерн" - Дом-музей Максима Горького (кстати, в него до сих пор вход - бесплатный). Во флигеле этого дома расположен Дом-музей Алексея Толстого. Когда мы с Полиной не только прочитали написанные этим писателем "Приключения Буратино", но и доросли до "Детства Никиты", мы в этот дом пришли. И не пожалели об этом, потому что он полон интересных и старинных вещей, многие из которых описаны в "Детстве Никиты".

Но, конечно, первый из мемориальных музеев, куда можно и нужно повести ребенка (причем практически любого сознательного возраста) - это дом-музей Корнея Ивановича Чуковского в подмосковном Переделкино. Как здесь здорово летом! Первое, что мы увидели, попав на территорию музея, - это настоящее Чудо-дерево (помните, "Не цветочки на нем, не листочки на нем, а чулки да башмаки…"?) А потом мы вошли в сам дом, где экскурсовод провела для нас совершенно восхитительную экскурсию. Дети (в возрасте от трех до десяти лет) с восторгом искали в изданной в послереволюционные годы книжке ответы на вопросы-загадки, брали в руки экспонаты - подарки Чуковскому со всего мира, пускали с лестницы "живую" спираль, общались с Крокодилом и другими героями стихов хозяина дома.

Разговор о наших любимых мемориальных музеях закончу рассказом о музее, с которого вообще-то следовало начинать. Когда моей дочке исполнилось четыре года, она стала… академиком. Да, да, членом дошкольной академии "Муравейные братья", которая уже много лет существует в старинном особняке на Пречистенке, в Музее Льва Николаевича Толстого. Два год по субботам мы спешили в этот дом на занятия. Мы учили французский язык и этикет, играли русские народные сказки, путешествовали в русскую старину. Трудно объяснить коротко, чему учили детей на этих занятиях. Любить искусство, любить свою Родину, любить окружающих? Да, всему этому, но также и многому другому. А еще здесь проходят праздники - новогодний карнавал, феерическая масленица, теплое и таинственное Рождество, веселое Крещение с гаданиями и ряжеными. Маленьких академиков водят на экскурсии - в Дом-музей Л.Н. Толстого в Хамовниках (сейчас, к сожалению закрыт на ремонт), в уже упоминаемый мною Музей Алексея Толстого и т.д.

С группой "академиков" мы были на экскурсиях в Музее музыкальной культуры им. Глинки и во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. В Музее им. Глинки даже без экскурсии интересно походить. Думаю, большинство далеких от музыки людей даже не предполагает, какое количество различных музыкальных инструментов существует на свете и как они красивы! А в Музее декоративно-прикладного искусства (он находится на Делегатской улице) ведется большая работа с детьми: здесь есть детский центр, часто проводятся интересные для детей выставки.

Умеют увлечь детей и в Биологическом музее им. Тимирязева. Дочке очень понравились и "Комната открытий", и "Семейный лабиринт", и "Путешествие в микромир". Да и кто откажется влезть в панцирь гигантской черепахи, подергать акулу за зубы, поработать на настоящем микроскопе, выполнить интересные задания, разгадать кроссворды и загадки, получить за это приз?

В Политехническом музее тоже есть "тайная комната" - там дети сами могут проводить занимательные физические опыты. Впрочем, Политехнический музей более интересен мальчикам. Помню, с племянником мы туда ходили чуть ли не каждую неделю. Зато дочка так и норовила свернуть на улицу Малая Дмитровка, в Музей уникальных кукол. Девочек туда легче привести, чем вывести, а всех, кто любит сказку "Три толстяка" и одноименный фильм (с Баталовым в главной роли) здесь ждет приятная встреча с куклой наследника Тутти.

О московских и подмосковных музеях можно говорить очень долго. Напоследок замечу, что путешествие в музей с малышом должно все-таки начинаться с подготовки. А для знакомства с музеем хороши любые методы, кроме скучных.

Татьяна Попова

«Мама и Малыш» №4, 2004

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама