У семейного очага

Виртуальная жизнь ребенка

Виртуальная жизнь ребенка

09 февраля 2016

Сегодня малыш погружается в виртуальный мир с гораздо большим энтузиазмом, чем в реальную жизнь. Его зависимость быстро перерастает в огромную проблему для всей семьи.Общение с компьютером, – считает детский психолог Елена Каррильо Линд, – начинается сегодня слишком рано. Это плохо не только для здоровья, но и сказывается на творческих способностях ребенка.

С какого возраста можно разрешать детям общаться с компьютером?
Лет с четырех-пяти. Впрочем, даже в это время в нем нет никакой необходимости, просто к этому возрасту многие дети с компьютером уже на «ты», и «не продвинутый» малыш в том же детском саду, не говоря уже о школе, может почувствовать себя белой вороной. К сожалению, некоторые дети, едва научившись ходить, уже получают доступ к компьютеру. Сегодня двухлетний малыш умеет его включать, а трехлетний искренне привязан к нему. Ко мне часто обращаются родители с жалобами на то, что сына или дочку никакими силами невозможно оторвать от этой игрушки.

Да, сначала родителей умиляют успехи своего чада, потом мама понимает, как это удобно, когда ребенок чем-то занимается самостоятельно, ведь у нее появляется много свободного времени. А потом она начинает подозревать, что создавшееся положение не совсем нормально, и спешит на консультацию к психологу.

Пока ребенку меньше четырех лет, лучше вообще отвлечь его от этой игрушки, заинтересовать чем-нибудь другим. Если это не получается, советую просто запретить ему такое времяпрепровождение. Каким образом? Да очень просто. Так же, как вы запрещаете ему съедать за раз килограмм конфет или десять порций мороженого, как не пускаете его купаться в холодной реке, не разрешаете бить посуду... В конце концов, просто отсоедините шнур от компьютера и спрячьте его. В этом возрасте такие методы еще вполне допустимы.

Позже, года в четыре-пять можно познакомить ребенка с компьютером, но при этом строго ограничивайте время. Родители просто должны сказать себе: мой ребенок будет сидеть за компьютером не более 15 минут в день. Они должны сами себе сделать такую установку: компьютер – это не отдых, не развлечение, это занятие, которое ребенок должен выполнить за 15 минут. Здесь не может быть никаких «ну я еще немножко поиграю, я еще не закончил, осталось чуть-чуть». С самого начала вы должны занять твердую позицию: больше нельзя. Малыш не может сам себя регламентировать, он плохо ориентируется во времени, тем более за игрой оно летит очень быстро.

Почему психологи возражают против чрезмерно раннего приобщения маленького человека к компьютеру?
В каждом возрасте ребенок решает какие-то определенные задачи и приобретает очень важный практический опыт. С двух до пяти лет превалирует сенсорное, или чувственное, развитие. Малыш трогает разные вещи и понимает, что означают слова «гладкое, холодное, шершавое». Он рассматривает окружающий мир, слушает его, осязает.

Посмотрите, как ведут себя двух-трехлетние малыши в песочнице. Они просто играют рядом со взрослыми и не очень-то общаются между собой. И лишь в три-четыре года начинают активно интересоваться друг другом, с удовольствием принимают участие в различных ролевых играх. Сегодня, во время игры в дочки-матери, они примеривают на себя одни социальные маски, завтра, перевоплотившись, например, в доктора или водителя поезда, – совершенно другие. Эти этапы развития очень важны, они позволяют детям гармонично развиваться и не теряться в коллективе своих сверстников.

Мы наблюдаем много семей, где ребенок, проводя свободное время за компьютером, не успевает решить те задачи, которые он должен решать в своем возрасте. Обычно в пять лет малыш без особых затруднений может перейти по дощечке через небольшую канавку. Он делал это уже не раз, иногда падал, иногда сохранял равновесие. В результате собственного опыта ребенок может правильно оценить ситуацию: здесь я пройду, а здесь, скорее всего, не смогу. Его глаза уже хорошо оценивают и глубину канавки, и ширину дощечки. Вестибулярный аппарат и мышцы пальцев ног автоматически включаются в работу, чтобы поддерживать равновесие тела. Он знает, с какой скоростью лучше всего передвигаться в данном случае, то ли осторожно, то ли быстрыми и легкими прыжками. Все эти знания и умения не даны ему свыше, он приобрел их опытным путем в определенном возрасте.

Если момент упущен, малейшее препятствие поставит его в тупик. Он знает, какую кнопку надо нажать, чтобы пройти по дощечке в виртуальном мире, в реальном же он оказывается беспомощным. То же самое и с общением. Чувствуя себя как рыба в воде во время компьютерной игры, он смел, отважен и находчив. Но при этом его часто ставят в тупик самые ординарные житейские проблемы, возникающие в детском, а потом и взрослом коллективе.

Бытует мнение, что компьютерные развивающие игры эффективнее обычных. К тому же работа за клавиатурой развивает мелкую моторику, что очень важно для развития центральной нервной системы и формирования интеллекта. Это так?
Любая компьютерная игра навязывает стереотип решения. Оно заложено в программе. В игре предлагается условие задачи, и подразумевается, что выполнить его можно, нажимая на определенные кнопки.

В жизни мы не нажимаем никаких кнопок, там задачи решаются совсем иным способом. Для того чтобы игрушечная машинка поехала, ее надо или подтолкнуть, или дернуть за веревочку, а не нажать на определенную кнопку. В развитии человека, в том числе и интеллектуальном, огромную роль играют ошибки, особенно те, которые я называю «золотыми» ошибками. Они учат нас, дают нам большой положительный опыт. Эти ошибки тоже надо сделать в реальном мире.

Еще один пример. Возьмем такую, казалось бы, устаревшую игрушку, как пирамидка. Помните, что на ее вершине надо установить шар? Естественно, он неустойчив. Так вот, мелкая моторика в этой игре развивается гораздо интенсивнее, чем в компьютерной. Помимо мышечных анализаторов включаются в работу и зрительные, и слуховые.

В Японии дети уже давно осваивают компьютер, что называется, с пеленок. Ученые с нетерпением ждали, когда же подрастет это поколение. Ожидания были самыми радужными. Все надеялись, что станут свидетелями настоящего творческого бума. Сейчас этим ребятам 18. И что же? Никакого бума не наблюдается. Оказалось, что весь их творческий потенциал был исчерпан в детстве. Энергия тоже уже израсходована. К продуктивной деятельности это поколение оказалось нерасположенным, кажется, что они и повзрослели и постарели в детстве.

Но, может быть, лучше, когда ребенок в игре выплескивает свою агрессию, которая, к сожалению, заложена в каждом из нас, в виртуальном, а не реальном мире?

Ошибаетесь. Во время игры, скажем, в войну, которую так любят мальчишки, ребенок бегает, кричит, размахивает пистолетом, и часть агрессии нейтрализуется в мышечной разрядке. У компьютера малыш сдерживает свою агрессию — не может же он грохнуть рукой по столу или по монитору. А ему, между прочим, необходима мышечная разрядка, ее отсутствие – прямой путь к неврозу.

Ученые выяснили, что монитор компьютера, с его мельканием, вспышками, влияет на сетчатку глаза. Поэтому чрезвычайно важно правильно организовать рабочее место ребенка. Стол и стул должны максимально подходить под его рост и комплекцию. Не забывайте и об освещении: свет должен падать слева, но так, чтобы экран не бликовал.

Маленький ребенок при длительном контакте с компьютером может незаметно впасть в транс, в состояние аффекта. У меня довольно большой опыт практикующего детского психолога. Так вот, я сразу вижу, сколько времени проводит ребенок у компьютера. Мне даже трудно сформулировать, по каким признакам я это определяю. У любителей компьютера какой-то особый взгляд, особая манера говорить. И я вижу ростки многих проблем, которые возникнут в дальнейшем.

У малыша нет критичного отношения ни к себе, ни к окружающей действительности. Его мама всегда самая красивая, папа самый умный, а он самый смелый. И это нормально. Постепенно ребенок будет постигать этот мир и выстраивать свое отношение к нему. Компьютерная игра предлагает ему свои жесткие критерии. Если ребенок берет на себя роль плохого персонажа, он невольно отождествляет себя с ним. В этот момент он целиком зависит от создателей игры, таким человеком очень легко манипулировать. Мы все мечтаем, что наши дети, когда вырастут, останутся близкими нам людьми, что теплые сердечные чувства сохранятся на всю жизнь. Но чтобы так и было, нужно как можно больше времени проводить с детьми, сопереживать друг другу, быть незаменимыми друг для друга.

То, что испытывает ребенок, погрузившись в виртуальный мир, не имеет к вам никакого отношения. Ваши жизни идут как бы параллельно, лишь изредка пересекаясь. Вам сегодня очень удобно, что он сам себя развлекает у компьютера? Тогда приготовьтесь: когда вам нужна будет его помощь, он искренне не будет понимать, чего же вы хотите.

Записала Наталья Филимонова

"Мой Кроха и Я" Спецвыпуск "Здоровье" 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Здоровье ребёнка" и "Другая реальность"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама