Психология

Юный Моцарт

Юный Моцарт

23 ноября 2015

Музыка подобна некому священному сооружению, кафедральному собору, столь величественному, что каждый находящийся в нем может почувствовать все великолепие Вселенной. И в то же время она словно лачуга, простая, но глубоко личная, настолько, что никто не может постичь всех секретов, таящихся в ней. Дон Кемпбелл

Многие из нас слышали о благотворном влиянии классической музыки на малышей.

Помню, когда я узнала, что жду ребенка, я побежала в магазин и купила множество компакт-дисков с произведениями классиков. При каждом удобном случае я включала проигрыватель и наслаждалась прекрасными мелодиями Шопена, Грига, Моцарта. Музыка наполняла пространство, как солнечный свет, заставляла радоваться и грустить, поднимала настроение и расслабляла. Даже мои движения становились более плавными, а голос - мелодичным.

Подруга, проживающая в США, рассказала мне о том, что в их стране в роддомах при выписке дарят компакт-диски с классической музыкой специально для малышей. Я также узнала, что в Америке существуют студии раннего развития детей, которые принимают малышей буквально нескольких месяцев от роду и при помощи музыки создают атмосферу гармонии и позитива.

Что же лежит в основе теории о столь потрясающем воздействии классики на сознание людей и в частности маленьких детей?

В девяностых годах двадцатого века губернатор штата Джорджия Зилл Миллер - ныне Американский Сенатор - сделал потрясающее заявление: каждый младенец, рожденный в штате, бесплатно получит компакт-диск с классической музыкой прямо в больнице. Это была не премия за рождение, это было начало так называемой «Джорджиании» - гораздо более масштабного явления.

«Прослушивание классической музыки в младенческом возрасте воздействует на пространственное мышление, которое лежит в основе математики, инженерии, и даже игры в шахматы», - с уверенностью заявил губернатор.

«Ничего себе, да это же не просто компакт-диск! Наш долгожданный ребенок будет более продвинутый, чем его папочка и мамочка вместе взятые!» - подумали многочисленные американские родители. Но все оказалось гораздо сложнее.

Инициатива губернатора Миллера, которая основывалась на статье в журнале «Тайм», была истолкована немного неверно. В статье речь шла о системе обучения, получившей название «Эффект Моцарта». В университете штата Висконсин были проведены эксперименты, которые показали, что студенты колледжа, прослушавшие в течение 10 минут музыку Моцарта лучше справляются с тестами в области пространственного мышления. Но эффект этот был кратковременным и длился всего несколько минут. И уж конечно, данные эксперименты не имели ничего общего с младенцами. Однако данное исследование смогло найти множество сторонников из числа молодых родителей, которые торопились скупить не только все имеющиеся компакт-диски, но и игрушечные музыкальные инструменты, чтобы их малыши начинали заниматься музыкой чуть ли не с четырехмесячного возраста.

Тенденция стала побочным эффектом неправильно истолкованных научных исследований, которые пресса регулярно преподносила доверчивым родителям в течение последнего десятилетия.

В дополнение к мифам относительно «Эффекта Моцарта» и для повышения продаж музыкальных игрушек было исписано немало чернил для освещения важности классической музыки в первые три года жизни малыша. Родители купились на яркие лозунги теории «не теряйте время - используйте возможности сейчас». Они искренне надеялись, что некоторые области мозга их чада повернуться таким образом, что в дальнейшем сделают из него блестящего математика, наивно полагаясь на некое «окно», которое открыто в мозге ребенка именно в первые месяцы жизни и непременно закроется по истечении времени. Классическая музыка рассматривалась важным стимулом, для тех родителей, которые не умели и не хотели играть с их детьми, а просто включали им музыку, убеждая себя, что это даст младенцу гораздо больше, чем родительский лепет.

Ну что ж, все те родители могут «расслабиться.» «Не имеется никакого научного доказательства относительно эффекта влияния классической музыки на интеллект младенца», - говорит Франциска Раушер, доктор медицинский наук, физиолог Университета штата Висконсин и ведущий исследователь, проводившая эксперименты со студентами, которые послужили началу сенсации. Что же касается студентов колледжа: ученые до сих пор спорят - является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создает гармоничная мелодия, или это результат более глубоких физиологических процессов, как-то связанных с особенностями именно этой музыки.

Итак, влияет ли классическая музыка на людей и в частности на младенцев пока неизвестно. Но то, что ее прослушивание в раннем возрасте способствует формированию хорошего музыкального слуха - очевидный факт.

Светлана Омельченко

"ТОП-Малыш" №2 2006

_____________________________________________________________________________________________________

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок до года" и "Развитие и психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама