Психология

Нескончаемый разговор

Нескончаемый разговор

23 ноября 2015

Понимать слова ребенок начинает гораздо раньше, чем научится говорить. Заниматься с малышом развитием речи можно с самых первых месяцев жизни, а еще лучше – пробовать делать это до его рождения.

Уже в животе у мамы ребенок узна-ет голоса родителей и реагирует на них вспышкой радости. Он понимает интонацию, улавливает настроение собеседников. Если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у малыша заметно учащается сердцебиение. Когда тон разговора становится спокойным, частота сердечных сокращений нормализуется. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок, находясь в материнской утробе, фиксирует язык, на котором говорит мать и окружающие ее люди. Именно этот язык будет проще всего освоить ребенку. Даже если малыша после рождения усыновят иностранцы, он с легкостью выучит в качестве второго язык, на котором говорила его настоящая мать.

Даже до рождения
Родители могут развивать способность к восприятию звуков речи у еще неродившегося ребенка. Просто как можно больше разговаривайте с малышом, который находится в животике, пойте ему песенки, рассказывайте стихи. Объясняйте свои действия: если произошло что-то неприятное, погладьте живот и попытайтесь словами успокоить малыша. Очень полезно для ребенка общение с отцом. Один папа провел такой эксперимент со своим еще не родившимся сыном: он читал вслух «Одиссею» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из этого произведения. Один отрывок был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения, другой – был совсем незнаком. В результате оказалось, что знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.

Это первое слово "Агу"
На втором месяце младенец начинает гулить и агукать. Гуление (названо так по сходству со звуками, издаваемыми голубями) достигает максимума обычно к трем месяцам. Сначала ребенок произносит гласные: «о», «а», «е», «у». Потом добавляются гортанные звуки. Получаются сочетания «гуу-гуу», «аагуу-аагуу». Малыш «узнает», какие комбинации горла, губ и языка позволяют произносить различные звуки. Характер и продолжительность гуления зависят от реакции матери. Если она положительно реагирует на издаваемые ребенком звуки, гуление усиливается, приобретает все более эмоциональный характер. Примерно с шести месяцев ребенок начинает лепетать. Эмоциональные проявления становятся более разнообразными. Ребенок способен отыскивать глазами те предметы и тех людей, которые называет мама. Если гуление – это звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный+гласный (ма-ма-ма, бе-бе, гу-гу-гу, да-да-да). О гласных и согласных звуках здесь можно говорить лишь условно, так как звуковые комплексы никак не связаны со смыслом. Малыш тренирует свой речевой аппарат: находит один-два звука и повторяет их в одном и том же сочетании снова и снова. Ошибка многих родителей в том, что они принимают эти сочетания за первые слова, хотя на самом деле детское лепетание совершенно непроизвольно. А когда появятся первые слова, ребенок будет учиться контролировать произносимые звуки, чтобы они соответствовали акустическим образам, которые передают ему взрослые. В девять–десять месяцев ребенок имеет большой пассивный словарный запас – знает, как и что называется, глазами следит за названным предметом. Он знает свое имя, оборачивается на зов, «возражает», если вы забираете у него игрушку. К году он обычно произносит два-три слова.

Помогайте малышу
С первых дней старайтесь как можно больше разговаривать с младенцем. Показывайте ему предметы и называйте их, комментируйте, объясняйте свои действия и действия других людей и животных. Гулите вместе с ребенком, улыбайтесь ему в ответ, повторяйте за ним звуки, можете их разнообразить, поучить малыша новым вариантам, разным интонациям. Хвалите его, называйте ласковыми словами. С малышом лучше всего разговаривать внятно, членораздельно, договаривая все слова до конца. Говорите простыми, но полными предложениями, а не так, как мы общаемся между собой – разговариваем, обрывая фразу, комкая окончание. В первые месяцы сделайте упор на эмоциональность, а позднее (с 5–6 месяцев) – на простоту вашей речи. Говорите с ребенком, глядя ему в лицо: он должен видеть вашу артикуляцию. Научите его складывать «губки трубочкой», высовывать язык. Переставляйте местами слова и произносите рядом разные формы: «Где наш папа?» – «Вот наш папа пришел». – «Мы папу любим». Оставляйте «место» для ответной реплики, как будто младенец может вам ответить. Потом ответьте за него: «Какую мы шапочку наденем? Правильно, вот эту!» Говорите о себе и о малыше в третьем лице (пока он еще не понимает «я», «ты»): «Сейчас мама Леночке поменяет памперс». Ребенок очень любит, когда вы издаете разнообразные звуки – кукарекаете, гавкаете, рычите. Это развивает его внимание и просто веселит. Когда переодеваете малыша, буквально с первых дней рассказывайте: «Кошечка мяукает – мяу-мяу, коровка мычит – му-му». Многим детям это настолько нравится, что они прекращают капризничать. Позднее ребенок начнет повторять за вами – сначала будет беззвучно открывать ротик, чтобы уловить вашу артикуляцию, а потом и произносить что-то. Побуждайте ребенка вступать с вами в контакт. Иногда даже нужно разыграть непонимание или смоделировать маленькие житейские ситуации или сценки с игрушками, чтобы ребенок испытывал потребность стать участником коммуникации. Сначала он сумеет выразить свою просьбу или протест с помощью жеста, плача, а потом и с помощью слова. Как можно раньше начните читать ребенку стихи. Если вы еще не выучили детские стихи, читайте ему любые – малышу важно почувствовать ритм. Похлопывайте его в такт стихотворению или отбивайте ритм его ручкой. Подберите стишки (потешки), в которых рифмуются слова, различные по смыслу, но отличающиеся одним только звуком («еду – к деду», «наша – Маша»), где много повторов. Не бойтесь говорить с ребенком, используя слова «языка нянь»: гав-гав, ам-ам, бай-бай. Эти веками отработанные звуковые комплексы очень помогают малышам на первом этапе развития речи. Замечено, что дети, чьи родители не используют их, начинают говорить позже.

Возникли проблемы?
Ребенок может немного отстать от нормы в результате стресса (болезнь, переезд и прочее), впоследствии он быстро наверстает упущенное. Но если отставание стабильное, нельзя оставлять это без внимания! Обязательно проконсультируйтесь у врача – возможно, дело в нарушениях нервной системы, родовой травме или в чем-либо еще. Прежде чем броситься за помощью к врачу, исключите такие причины, как отсутствие развивающей среды (мало общения), наследственный фактор (расспросите маму и бабушку о своем собственном развитии), темперамент. Если в вашей семье растет ребенок, которому нужна помощь, помните, что не только педагоги и врачи должны решать проблему, главные помощники ребенка – его родители. Даже если у малыша что-то не получается, он должен быть уверен, что вы его любите. 

Родительские университеты
Если ребенок растет в двуязычной семье, он может немного отставать в речевом развитии. Но иногда следует обратиться к врачу.

Желательно, чтобы каждый из родителей использовал в обращении к младенцу только один язык – например, мама говорит с малышом только по-русски, а папа – по-английски. Тогда ребенок быстрее осознает различие между языками и не будет их смешивать. Пока ребенку не исполнится 3–4 года, лучше облегчить ему восприятие речи – говорить при нем четко и «не перескакивать» с языка на язык, предупредить: «Мы говорим по-английски, а сейчас будем говорить по-русски».

Обратитесь к врачу, если к концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением; в пять – не улыбается, когда с ним заговаривают; в семь – не произносит отдельные звуки или слоги; в десять – не пытается повторять за взрослым различные звукосочетания; в год не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке; в полтора года не говорит «мама» и «папа».

Исследуя возможности человеческого разума, ученые установили, что первые 50 слов ребенок знает примерно на 5 месяцев раньше, чем начинает их произносить.

Наталья Кулакова
кандидат филологических наук

"Мой Кроха и Я" №11 2005

__________________________________________________________________________________________________

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок до года" и "Детская психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама