Развитие

Мы растем! Все о развитие ребенка: месяц девятый

Мы растем! Все о развитие ребенка: месяц девятый

12 ноября 2015

На десятом месяце жизни малыш взрослеет на глазах. Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается предметная деятельность. Его все больше интересуют окружающие предметы и игрушки, которые теперь он не просто хватает, а пытается с ними что-то сделать.

Малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, начинает ходить. Этот период младенчества очень важный для ребенка. И вот почему.

В этот период, занимаясь с малышом, большое внимание следует уделять овладению им так называемыми тонкими действиями рук и развитию мелкой моторики пальцев. Ознакомительные игровые манипуляции с шариками, колечками, кубиками и другими обучающими игрушками оказывают особое воздействие на развитие психики малыша. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, собирая кольца и шары в какое-то целое или, наоборот, разбрасывая их, малыш совершает действия анализа и синтеза – его мозг «учится» мыслительным операциям, получая информацию, как говорится, из первых рук, а вернее от собственных рук. Поясним это.

В последней четверти младенчества движения руки малютки осуществляются под контролем зрения на более высоком уровне по сравнению с более ранними периодами детства. Орган зрения выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Каков же психологический механизм сложного взаимодействия глаза и руки? Ощупывая предмет, рука воспроизводит, следуя за очертаниями, его величину, контур и с помощью сигналов, идущих от нервных клеток кончиков пальцев и ладоней, формирует «слепок» предмета в мозге.

Аналогично строится работа зрительного аппарата. Возникают ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным, приходящим вместе с прикосновением и ощупыванием предметов. Такое взаимодействие, когда «глаз учит руку, а «рука учит глаз», специалисты называют сенсомоторной активностью.

Среди других двигательных функции особое значение имеет работа пальцев руки. Она оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи. Неслучайно, именно на 10-м месяце жизни в речевых навыках малютки появляются новые возможности. Если раньше дитя повторяло за взрослым фонемы, которые спонтанно появлялись в его лепете (по сути дела, это взрослый подражал ребенку, вызывая на «перекличку»), то на 10-м месяце жизни малыш начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые слоги, которые были не свойственны его лепету. Так активно формируются речевые навыки малютки.

Многие родители, узнавая особенности психической жизни маленького ребенка, удивляются тонкостям в его развитии. Пожалуй, теперь дитя не кажется взрослым чересчур простым: раннее детство таит в себе много такого, чего родители не учитывают, если не имеют специальной информации. Педагогика младенчества - такая же наука, как и любая другая область гуманитарных знаний, и которой следует учиться.

Теперь, понимая, что занятия с дидактическими игрушками имеют огромное значение для развертывающейся психической жизни ребенка, остановимся на предметной деятельности малыша. Прежде всего, подчеркнем следующее: новым в занятиях с предметами появится у малыша «созидательная» форма действий. Раньше ребенок в основном разрушал, раскидывал то, что придвигала к нему мама, - кубики из тележки, шарики из мисочки, колечки со стержня и т.п. Теперь малыш способен «синтезировать». ОH НАдевает кольца на палочку, которую держит перед ним мама. По её просьбе малыш собирает в стопочку деревянные тарелочки, в бидончик складывает шарики, на тележку – кубики, стремится вернуть грибочки на свои места на панельке, с помощью мамы помещая их в соответствующие отверстия. При этом радуется, если ему удается проявить большую самостоятельность. Результат таких игр очень значим для ребенка, малыш уже не просто манипулирует игрушкой, а совершает с нею целенаправленные действия, которые заканчиваются появлением «целого продукта»: пирамидки из колечек, башенки из кубиков и т.п.

Какие еще: действия может выполнять малыш? Это нанизывание колец большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости), рассоединение двух предметов или одного предмета, состоящего из двух взаимосвязанных частей, открывание матрешки или бочат (с помощью ленты приемом подтягивания), открывание коробок, снятие крышек с различных по форме коробок, открывание и закрывание фиксированных крышек, проталкивание, выдвигание крышек на коробках, открывающихся разными способами, выполнение двухактных взаимоисключающих действий: выкладывание - вкладывание; снятие – нанизывание; разъединение - соединение и др.

Конечно, эти действия с игрушками можно назвать разученными, потому что сначала их показывают и помогают выполнять взрослые, и лишь со временем ребенок сможет выполнять их самостоятельно, без помощи родителей. Одним из методов обучения действиям с предметами является метод пассивных движений, когда взрослый выполняет задание рукой малыша. При повторении мама дает ребенку возможность выполнить его с большей самостоятельностью, не опережая инициативу ребенка.

Особо следует остановиться на выборе цвета предметов, с которыми малыш играет. На первом году жизни дитя не решает каких-либо задач, связанных с подбором предметов по цвету, так как основное направление заданий - это обогащение его чувственного опыта, накапливание впечатлений. Ребенка должны окружать предметы, окрашенные в различные цвета. Однако целесообразно исключить излишнюю пестроту, подбирая для занятий предметы одного-трех цветов теплых и холодных тонов. Для развития цветоощущений необходимо подбирать предметы, имеющие цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный, белый.

У 8-10-месячных малышей меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких предметов: интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы «щепотью», хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь. Для малыша этого возраста полезно подобрать коробочки, которые открываются сбоку или сверху путем проталкивания. Они могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Малыш самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те, к которым крышки прикреплены с одного края.

Особое внимание следует уделить развитию устойчивости игровых действий малютки. В совместных играх с сыном или дочерью постарайтесь какое-то время, примерно 3-5 минут, заниматься одной игрушкой, удерживая к ней внимание ребенка. Если это кольцо, поверните его то одной, то другой стороной к ребенку, посмотрите в его отверстие, прокатите его. Показывая предмет с разного ракурса, взрослые заставляют малыша вглядываться в смену действий, стимулируя таким образом его ориентировочную активность, интерес к предмету и игровой ситуации в целом. Для поддержания интереса к игре можно использовать сюрпризы. Например, в закрытую коробочку можно положить что-то гремящее; внутрь матрешки, закрепленной на ленте, - звенящий колокольчик; в мешочек – выглядывающий из него кусочек ленточки, а в бочата - цветные платочки. Такая «цепь» игровых действий запрограммирована в игрушках-вкладышах, например в цветных колпачках. Малыш снимает один колпачок, под ним оказывается другой, третий и т.д. Интерес к игрушке строится на поддержании ориентировочной активности малыша. Именно это и позволяет повысить устойчивость и целенаправленность игры ребенка. Последнее очень важно для его интеллектуального развития.

10-месячный ребенок - неутомимый "исследователь", любопытство крохи в этом возрасте достигает «апогея». Окружающий мир манит малютку непознанностью, побуждает к движению. Ребенок начинает интенсивно овладевать ходьбой. Правда, первые его шаги обычно страхует кто-нибудь из родителей. Например, малыш идет вперед, держась за обе руки взрослого. Если рядом нет опоры, малыш может ползком добраться до заинтересовавшего его объекта и подняться на ножки около него. Поэтому игровое пространство малыша должно быть организовано с учетом его безопасности. Удобным местом пребывания ребенка может быть место «за барьером», на полу, покрытым ковром или паласом.

На 10-м месяце жизни малыш начинает хорошо ориентироваться в пространстве. В это время он переживает настоящий интеллектуальный подъем. Поддерживайте его стремление как можно лучше изучить окружающий мир, принимайте участие в его «исследованиях». Соответствующие дидактические игрушки помогут вам развить у малыша сообразительность и уверенность в себе, которые так пригодятся ему в дальнейшем.

Развитие и воспитание ребенка: 10-й месяц жизни

Ведущие линии развития Познавательное развитие Социальное развитие Речевое развитие Моторное развитие
Педагогическая направленность Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым Ознакомление с окружающим миром. Развитие подготовительных этапов речи Развитие общих движений и действий рук
Мини-программа 10-го месяца жизни

1. Продолжать совершенствовать навыки исследовательских действий, протекающих в форме ознакомительной игры с предметами.

2. Развивать ассоциативные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осязанием и положением руки при выполнении различных двигательных заданий с игрушками и предметами разных конструкций.

3. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Постепенно расширять социальные контакты ребенка со взрослыми и детьми, находящимися в его ближайшем окружении. Продолжать развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослым и детьми.

1. Развивать двигательные навыки, способствующие формированию самостоятельной ходьбы.

2. В процессе развития действий с предметами продолжать совершенствовать ручные умения и мелкую моторику пальцев.

Задачи

1. Учить выполнять более сложные ручные операции (анализ в действии): разъединение целого предмета на части (снятие колец со стержня, снятие втулок с ленты и т.п.), раскладывание однородных и неоднородных предметов (выкладывание шариков по одному из ведерка, выкладывание кубиков по одному из коробки и т.п.).

2. Развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять заданную программу с опорой на конструктивные свойства игрушек и предметов, специально подобранных для занятий (например, коробочки, бочонки, матрешки и т.п.).

3. С помощью взрослого выполнять противоположные операции (синтез в действии): составление из частей целого предмета, т.е. присоединение по одному однородных и разнородных предметов. Например, составление матрешки из двух частей; складывание яичка из двух частей и т.п.

4. Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук. При действиях с предметами способствовать активной позиции большого пальца.

1. Поддерживать ситуации общения не только с близкими родными, но и другими знакомыми и незнакомыми взрослыми.

2. Поддерживать интерес ребенка к другим детям. Использовать ситуации случайных встреч или специальных контактов в его ближайшем окружении (на детской площадке во дворе, песочнице и т.п.).

3. Учить ребенка играть рядом с другими малышами.

1. Расширять понимание речи взрослого, обращенной к ребенку в режимных ситуациях и игре.

2. В процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формировать активную речь:

1) Побуждать ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете ребенка;

2) побуждать ребенка к первым лепетным словам: «ма-ма»; «ба-ба», «па-па» и т.п.

Общие движения

1. Использовать игровые ситуации и специальные пособия, побуждающие ребенка к элементам самостоятельной ходьбы (подъем на горку-манеж, мостик и т.п. с переходом от ползания к подъему у опоры, передвижение вдоль опоры и т.п.)

2. Учить ходить с поддержкой за обе руки.

Действия рук

Учить выполнять целенаправленные действия со специально подобранными сборно-разборными дидактическими игрушками (пирамидка, матрешка, бочата, кубики на тележке и т.п.)

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый подбирает для ребенка игровые задания с предметами (игрушками) двигательного характера, представляющие интерес для малыша возможностью различных манипуляции, а главное, их результативностью.

Занятие 1.

Цель. Учить выполнять цепь однотипных действий (например, снятие шаров со шнура). Выделять предметы из группы одинаковых. Развивать устойчивость действий с предметами.

Материал. Шнур (длиной 50-70 см, толщиной 0,8-1 см; на который нанизано 7—10 шаров (диаметром 3—5 см.), имеющим сквозное отверстие по оси симметрии).

Ход занятия.

Мама завязывает шнур с шарами с одного конца на стойку (можно использовать стержень от обыкновенной пирамидки).

Мама показывает, как можно снять шарик со шнура, с другого конца.

Затем малыш действует самостоятельно с небольшой помощью взрослого.

Варианты. Аналогичное занятие проводится с другими предметами, имеющими сквозное отверстие (втулки, катушки, кольца и т.п.). Можно изменить цветосочетание предметов (например, подобрать разноцветные шары или использовать несколько шнуров). На каждый шнур нанизать шары (кольца) какого-то одного цвета или подобрать их по цветам спектра. Можно взять шары (кольца), различные по величине и т.п.

Занятие 2.

Цель. Продолжать развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции при действии с предметами, издающими мелодичные и немелодичные звуки. Совершенствовать зрительно-слуховую ориентировку в пространстве, учить выбирать направление движения на звучащий предмет (игрушку).

Материал. Бубен и барабанчик.

Ход занятия.

В разных концах комнаты (на ковре) мама кладет бубен и барабанчик. Привлекает внимание ребенка к звучанию бубна: напевает мелодию (плясовую или хороводную) и ударяет в такт по инструменту. Малыш двигается ползком или вдоль опоры к ней. Мама показывает звенящий бубен, украшенный цветными ленточками, просит малыша «поплясать», покрутить ручками, похлопать в ладошки. Затем делает паузу (10-15 сек.). Во второй части занятия мама опускает бубен на уровень детских рук. Предлагает ребенку ударить по бубну. Вначале мама берет его ручку и показывает траекторию движения, ударяя его ручкой по бубну. Действия сопровождаются пением. В третьей части занятия мама знакомит ребенка со звуком барабана. Малыш (возможным для него способом) дотягивается до барабана и ударяет по нему. Первая часть занятия повторяется.

Занятие 3.

Цель. Учить выполнять соотносимые действия с предметами разной формы. Закреплять чувственный опыт и практические знания о пустом и заполненном пространстве. Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых можно установить невидимые свойства предметов (например, встряхнув коробку, узнать, есть в ней что-то или она пустая).

Развивать координацию движений рук с превалирующим участием правой руки.

Материал. Коробочки различной формы с крышками (2-3 шт.). Мелкие игрушки (величиной 3-4 см) по 2-3 шт. в каждой коробочке.

Ход занятия. Мама привлекает внимание малыша к коробочке, встряхивает ее, побуждает повторить действие: «Что там?». Если малыш не знает, как действовать с коробкой, взрослый не должен спешить сразу открывать ему способ действия.

Взрослому нужно добиваться, чтобы ребенок сам проявил интерес и открыл крышку. Во второй части занятия ребенок сам выбирает игрушки из открытой коробки, рассматривает их, манипулирует ими. В следующей части занятия взрослый привлекает внимание малыша к другой коробочке. Желательно, чтобы ребенок «поработал» с 2--3 коробочками разной формы: открыл-закрыл, выложил-вложил игрушки, т.е. выполнил двухактные, взаимосвязанные действия.

На 10-м месяце ярко проявляется система аффективно-личностных связей ребенка с близкими взрослыми на основе потребности в «деловом» общении.

Общение с матерью.

Мама практикует в общении с ребенком спокойное, эмоционально-радостное отношение к окружающему миру. Малыш должен чувствовать силу, уверенность матери, ее защищающее начало. Мама выступает как берегиня своего маленького ребенка. Постепенно знакомя с новыми предметами и явлениями окружающего мира, мама формирует у ребенка основополагающее доверие к окружающему миру.

Главной особенностью является то, что эти контакты проходят через нее и с ее непосредственным участием. Мама выступает как посредник между ребенком и социальным окружением. Она дает образец для подражания, невольно и специально демонстрируя ребенку форму общения со взрослыми и детьми.

Общение с отцом.

Отец, приходя вечером с работы и в выходные дни, должен пополнять общение с ребенком в совместных играх, используя различные игрушки и создавая забавные игровые ситуации. При этом замечено, что общение с отцом привносит в жизнь малыша, особенно мальчика, элементы мужского воспитания. Мальчик подражает отцу. Речь, обращенная к ребенку в устах отца, звучит более мужественно, сохраняя заботливость и интерес к ребенку. Именно общение с отцом чрезвычайно значимо для расширения социальных контактов малыша, в частности с новыми для него людьми.

Общение со старшими членами семьи.

Бабушка и дедушка привносят в общение с ребенком элементы фольклорного, игрового взаимодействия – пестования («коза-рогатая», «ладушки», «по кочкам-по кочкам» и т.п.). Это важно, т.к. эмоциональное общение наряду с «деловым» необходимо малышу.

Общение с другими детьми.

Взрослые позволяют ребенку наблюдать действия других малышей. Объединять детей в совместной игре не рекомендуется: младенцы не умеют играть вместе. Присутствие рядом достаточно на данном этапе.

Общение с посторонними.

Взрослые поощряют контакты малыша с незнакомыми людьми. Однако, если дитя отстраняется, боится, родные не должны настаивать на общении.

Речевое общение – это произнесение слов, фраз, активная речь и понимание речи других. Для 10-месячного малыша основным достижением в речевом общении является понимание обращенной к нему речи.

Для развития такого понимания очень важно, чтобы взрослый сопровождал все свои действия по уходу за малышом, словами (во время кормления, одевания, игры, мытья и пр.) При этом взрослый называет свои действия и используемые предметы (ложка, чашка, тарелка; мыло, полотенце, или платье; платочек, шапочка).

Все предметы должны быть названы и неоднократно показаны ребенку, чтобы он постепенно начинал понимать отдельные слова, а затем и короткие фразы. Рекомендации:

1) необходимо разговаривать с малышом во ,время режимных моментов и во время игр;

2) в процессе общения выделять название предмета и действия с ним;

3) называя предмет, следует дать ребенку время, чтобы он смог рассмотреть его и подержать в руках.

4) важно, чтобы ваша речь совпала с моментом показа предмета (игрушки) и действия с ним;

5) не допускайте двух крайностей: скупость на слова и многословия. Последнее, приводит к тому, что за потоком слов

теряется то слово, которое ребенок должен запомнить.

Предпосылки активной речи.

10-й месяц привносит в развитии речи новое:

у малыша появляется способность произносить за взрослыми новые звукосочетания, которых не было в его лепете. Это высокий уровень речевого подражания.

В развитии активных речевых навыков необходимы специальные занятия, которые строятся примерно по следующей схеме.

1) Взрослый заранее намечает, какой новый слог будет разучиваться с малышом. Например, «га-га» (уточка).

2) Вначале занятия мама стремится вызвать у малыша сосредоточение на себе: ласкает, называет малыша по имени.

3) Сконцентрировав внимание ребенка, показывает игрушку знакомую, например, матрешку («ба-ба»). «Где ба-ба?».

4) Показывает новую игрушку- уточку. Вводит новый слог «га-га».

5) Повторяет. Пауза. Желательно дождаться «ответа» ребенка: «га-га».

6) Далее следует игра с уточкой.

Движения ребенка становятся более совершенными, четкими.

В связи с этим усложняется и гимнастический комплекс: некоторые упражнения делаются из исходного вертикального положения. Малыш может выполнять их, ориентируясь на слова мамы: «сядь», «встань», «ляг» и т.п.

В комплексе для большей эффективности применяются простейшие пособия (кольца, палочки).

Общие движения

Примерный комплекс упражнений

К упражнениям, которые ребенок усвоил к девяти месяцам, необходимо добавить следующие.

1. Круговые движения рук, которыми малыш держится за кольца.

Цель – укрепление мышц рук.

Исходное положение – лежа на спине или сидя.

Ребенок держится за кольца, которые одновременно держит взрослый.

Выполнение – выполнять круговые вращения руками попеременно или двумя руками одновременно.

Повторить 4-6 раз.

2. Вставание на ноги (упражнение активное).

Цель – укрепление мышц ног.

Исходное положение – лежа на животе.

Ребенок держится за кольца, которые держит и взрослый.

Выполнение – подтягивая кольца, мама побуждает ребенка встать на колени, а потом на ноги.

Повторить 1-2 раза.

3. Наклон и выпрямление туловища.

Цель – укрепление мышц ног и брюшного пресса.

Исходное положение - ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. У его ног на столе игрушки, которые можно легко взять. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его под живот.

Выполнение – взрослый побуждает ребенка к наклону вперед (достать игрушку и выпрямиться).

Повторить 2-3 раза.

Примечание: всю систему упражнений от 1,5 мес. до 1 года смотрите в книге «365 дней и ночей из жизни младенца». Автор. коллек., сост. Л.Н.Павлова. 2002.

Игровые упражнения, развивающие навык ходьбы

Взрослый использует фольклорные тексты, побуждая малыша переступать. Активность малыша поддерживается ритмом читаемой потешки или песенки.

Цель. Учить идти вперед с поддержкой за обе руки.

Выполнение. Взрослый стоит перед малышом, удерживает его за обе руки, побуждая переступать. Читает потешку:

«Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки».

Аналогично.

«Токи-токи-тошки,

Кую, кую, ножки.

Ножки у Антошки (имя ребенка)

Ножки у Антошки

Идут по дорожке:

Топ-топ, топ-топ».

Ручные двигательные навыки.

Выполняется петлеобразные, опускающие, накладывающие, придвигающие, проталкивающие и др. действия с игрушками.

Показатели развития ребенка к концу 10-го месяца

1. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет показанные и «разученные» действия: например, разъединяет целый предмет на части (анализ в действии); с помощью взрослого выполняет противоположные операции (синтез в действии). Снимает и нанизывает на стержень 3-4 кольца с широким отверстием; вкладывает и выкладывает из ведерочка шарики и т.п.

2. Способен заниматься с дидактическим набором от 5 до 10 мин. Устойчивость действий возрастает в 2—2.5 раза. «Разученные» действия малыш переносит на другие новые для него игрушки. Например, научившись складывать и выкладывать из ведерочка шарики, ребенок повторяет аналогичные действия с кубиками, накладывая один на другой или выкладывая их из тележки. Научившись открывать крышечку бидончика, начинает открывать всю посуду, попадающую ему в руки.

3. При действиях с предметами обнаруживает более совершенные ручные умения, в зависимости от свойств предметов и способов действий с ними: петлеобразное – накладывание ладони на предмет сверху; скользящее – приближение к предмету по поверхности; обхватывающее сбоку или снизу; плавное опускание руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета и расположения его в пространстве.

1. Радуется приходу близкого человека.

2. По-разному реагирует на похвалу или порицание с его стороны: недоволен, при слове «нельзя»; вопросительно смотрит на взрослого в незнакомой ситуации; при неумении выполнять необходимое и желаемое действие ищет поддержку у взрослого; подражает мимике взрослого.

2. Может негативно отнестись к незнакомому человеку (отказаться идти на руки и даже заплакать).

3. Проявляет интерес к сверстнику. Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.

4. Способен действовать рядом с другим ребенком.

1.Понимание речи.

При просьбе «дай» малыш находит знакомые предметы среди игрушек и дает их. Находит, берет и дает называемые игрушки – три или две из трех.

Правильно реагирует на просьбу взрослого (без показа): «Достань из бидончика катушечку», «Положи в коробочку ленточку» и т.п.

Ребенок выполняет любые два из трех разученных действий.

2.Активная речь.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.

Ребенок вслушивается, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин. делает попытку повторить. Повторяет.

Развитие общих движений

1. Входит на невысокую поверхность (мостик) или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Держась двумя руками за перила с одной стороны, поднимается боком, идет приставным шагом. Спускается так же, как поднимался или по скату.

1. Идет вперед с поддержкой за обе руки. Шагает за взрослым, опираясь на его руки.

2. Выполняет «разученные» игровые действия по слову взрослого «До свидания!» (машет ручкой); «Ку-ку» (прячется под платочком); «Ладушки» (играет ручками в соответствии с текстом потешки) и т.п.

Навыки и умения

1) Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками; (взрослый держит чашку).

2) Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок).

Любовь Павлова
ведущий научный сотрудник центра "Дошкольное детство" имени А. В. Запорожца, канд. психологических наук.

«Мама и Малыш» №8, 2004

__________________________________________________________________________________________________

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок до года " и "Развитие и психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама