Развитие

Ритм и развитие

Ритм и развитие

19 ноября 2015

Рифмованные поговорки на все случаи жизни малыша, оказывается, очень полезны. Большой мир встречает маленького человечка: резкая смена температуры, слепящий свет… И вдруг – о, счастье! – мамин голос, знакомый стук ее сердца. 

Его спасительный ритм примиряет малыша с новым окружением, помогает ему успокоиться. Отныне крохе предстоит познавать иные ритмы. И чем раньше в ребенке проснутся способности чувствовать их многообразие, тем более гармоничным и полноценным будет его развитие.

Гармония и единство
У полушарий нашего мозга разные функции. Левое отвечает за логическую деятельность, правое – за интуитивную и эстетическую. Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, левым – математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которые уловило правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. При чем здесь ритм? – спросите вы. Именно ритм помогает объединить работу обоих полушарий. Он не только упорядочивает слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу понимать свое тело, учиться говорить и даже правильно дышать. Как же развить чувство ритма?

От нуля до полугода
Все знают о пользе массажа для грудничков. Его назначают и при определенных заболеваниях, и для профилактики. Для эмоционального и физического развития малышу особенно важно чувствовать прикосновения маминых рук. Даже если кроха проходит курс массажа у специалиста, не забывайте периодически ритмично поглаживать его, приговаривая или подпевая в такт – в русском фольклоре есть много разнообразных потешек и пестушек с четким ритмом. Все младенцы обожают танцы на руках у родителей (не стоит танцевать только сразу после еды, чтобы малыш не срыгнул). Танцуйте плавно и ритмично, не делая резких движений. Можно посадить ребенка в рюкзачок-«кенгуру», а еще лучше – в слинг-перевязь – танцевать будет легче и приятнее. А музыка, под которую вы танцуете, пусть будет самой разной – нежным вальсом или маршем, веселой полькой или задумчивой импровизацией.

От 6 месяцев до года
Сейчас ребенок уже жаждет принять личное участие в создании ритма. Обеспечьте его шумовыми «музыкальными инструментами», из которых можно извлекать разные звуки (кастрюли, колокольчики, погремушки, бутылочки, деревянные ложки, пластиковые стаканчики, бубен и пр.). Ими можно стучать, а можно ударять по ним палочкой, шлепать ладошкой. Обратите внимание малыша на то, что звук каждый раз получается разным (первые капельки дождя, дождь, гром, молния, дождь постепенно стихает, капли). Покажите, как отстукивать ритм стихотворения или песни. Не спешите, проговаривайте текст или пойте мелодию как можно отчетливей, отстукивая ритм сначала сами, а затем – рукой малыша. Всегда под рукой «инструменты» – ручки и ножки крохи. Кроме привычного хлопанья в ладоши, можно и топать ножкой в такт мелодии, и стучать ручкой по столу или по коленкам. Можно менять интенсивность звука: хлопать со всей силы или едва касаться пальцами поверхности.

Даешь ускорение!
Вместе с ритмом меняется и темп музыки. Дети обычно очень любят игры на смену темпа. Вот, например, игра «Ехал пан». Посадите ребенка на колени лицом к себе и покачивайте вверх-вниз, постепенно увеличивая «скорость»: Ехал пан, ехал пан, шагом-шагом, шагом-шагом. Ехал пан, ехал пан, рысью-рысью, рысью-рысью. Ехал пан, ехал пан, махом-махом, махом-махом. Малышей завораживают ритмичные движения. Если есть возможность, покажите метроном, постучите вместе в такт. Ну а часы найдутся в любом доме. Дайте ребенку послушать их тиканье, а потом поиграйте в игру «Часы»: Часы дедушкины: тик-так, тик-так. Часы батюшкины: тик-так, тик-так, тик-так, тик-так. А мои, мои часы: тики-тики, тики-тики, тики-тики, так. Ритм постепенно ускоряется: от четвертных к шестнадцатым. Хлопайте с малышом в ладоши, простукивайте ритм этой песенки на «музыкальных инструментах».

Когда ребенок проснулся, спойте ему песенку, сопровождая ее движениями:
Мы проснулись, мы проснулись (развести ручки, затем скрестить на груди), 
Cладко, сладко потянулись (ручки вверх), 
Маме с папой улыбнулись (улыбнитесь малышу – очень скоро он начнет улыбаться в ответ).
На стопах младенца находится множество рефлекторных точек, поэтому очень полезно растирать их в разных направлениях: подошвы, боковые стороны, подъем стопы.

Делать это можно под такую песенку:

Ай, тари, тари, тари, 
Куплю Маше янтари!
Останутся деньги,
куплю Маше серьги (растираем подошвы),
Останутся полушки,
куплю Маше подушки (растираем боковую часть стопы справа),
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки, (растираем боковую часть стопы слева),
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки! (растираем подъем стопы. Движения мягкие, приятные крошке).

Инесса Смык
"Мой Кроха и Я" №7 2005

______________________________________________________________________________________________

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок до года" и "Детская психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама