Развитие

Мы растем! Все о развитии ребенка: триумф первого года

Мы растем! Все о развитии ребенка: триумф первого года

05 января 2016

«Милый ребенок, сколько же счастья ты подарил нам, взрослым, за первый год своей жизни. Ты научил нас быть терпеливыми, мудрыми, милосердными... Как же мы жили без тебя, дитя, до твоего рождения?»- невольно думаете Вы...

«Дыбочек, дыбок,
Нашей деточке годок! 
Дыбок-дыбок! Целый годок!»

Приговариваете вы, нежно поддерживая и прижимая к себе малыша.

Пройдены 12 ступеней младенческого детства, и можно только удивляться тем сказочным метаморфозам, которые произошли с ребенком за эти 12 месяцев. Беспомощный несмышленыш, который мог только своим криком взывать к состраданию, превратился в активного, подвижного, говорящего, любопытного малыша, имеющего свои интересы в окружающем мире. И мы отчетливо начинаем понимать -- ни хлебом единым живет это крохотный человечек. Познание окружающего составляет суть его душевного, эмоционального и духовно-познавательного существования: открывая глазки каждое утро, дитя готово к новым свершениям... Ребенок упорно завоевывает все новые и новые высоты. Малыш не умеет жить по-другому, его активность в поиске неизведанного и освоения окружающего не имеет границ. Она направлена, прежде всего, на вас, потому что кроха не может осуществить ее без вашего участия.

И еще, пожалуй, самое главное, ребенок научился любить этот мир и вас. Он любит вас! Да, да! Любит нежно и трогательно. Дитя не отделяет себя от мамы, от взрослого, ухаживающего за ним. Поэтому малыш скучает, если не видит в вас поле зрения.

Задумаемся, за что же малыш любит и почему так привязан к маме, папе, бабушке? Дитя тяготеет к взрослому не только потому, что тот его кормит и поит. Необходимым человеком становится тот, кто «открывает» ребенку мир, кто заставляет удивляться, радостно переживать, смеяться, волноваться, а иногда — плакать, настораживаясь при встрече с новизной окружающего. Проще говоря, тот, кто занимается и играет с малышом, уделяет ему больше внимания, но это не совсем так, хотя и бесспорно. Приоритетным для малютки становится тот, кто ему более «созвучен», кто сохранил в себе самом черты детства, т.е. способен не только любить бескорыстно, но и как ребенок удивляться миру. Как правило, эти люди воспринимают малыша самым чудесным и великим творением Природы, подаренным человеку как радость материнства и отцовства. Они умеют «наслаждаться» своим ребенком в любой момент его детства.

Пусть период младенчества завершился. Впереди еще так много нового и прекрасного в общении, контактах, игре с малюткой. Вам необходимо подарить малышу радость раннего детства, в которое дитя вступает после года.

Очень важно, с какими успехами в развитии, сын или дочь подошли к концу младенчества, потому что этот период жизни, становится фундаментом будущего ребенка.

Вспомним (ранее мы об этом писали), что за нормальное развитие специалисты в области раннего детства принимают формирование у ребенка умений, с допустимым отклонением от сроков в пределах 15 дней, т.е. у малютки еще есть в запасе полмесяца на совершенствование своих навыков и первых знаний.

Предлагаем вам несложный тест для проверки приобретенных умений вашего малыша, который можно провести на 15--16 день после его первого дня рождения, т.е. после одного года. Обратите внимание, что он включает все ведущие линии развития, а оценка складывается из баллов. Показатели теста рассчитаны на среднестатистического ребенка. Эта проверка покажет, насколько вам удалось реализовать самоценность младенчества крохи.

Но не относитесь слишком серьезно и строго к оценке своего малютки. Не все дети могут сразу овладевать навыками, и, как справедливо отмечают детские психологи, любой тест -- это лишь условность, которая до конца никогда не раскрывает всю палитру высших возможностей, заложенных в ребенке, его индивидуального самовыражения.

Наконец, если вам что-то не удалось, то не отчаивайтесь, все еще можно наверстать умелым подходом к малышу. Ведь он умница, потому что рожден на свет человеком, с человеческим мозгом и большими потенциальными возможностями. Поверьте, все прекрасное у него и у вас еще впереди.

Оценки развития ребенка одного года

Оценка тестирования

Производится по четырем ведущим линиям развития. При этом высший оценочный балл по одному показателю составляет «1». Единице соответствует высший показатель навыка или умения с оценкой «устойчивый» (в таблицеКритерии оценки, колонка – 1).

Оценке «неустойчивый навык» соответствует «0,5» балла (в таблице Критерии оценки, колонка – 2).

Оценке «навык отсутствует» соответствует «0» баллов (в таблице Критерии оценки, колонка – 3). Каждая линия развития имеет свой высший оценочный балл. Максимальная оценка тестирования равна 25.

Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.Б. Запорожца, к. психол. н.

"Мама и Малыш" №11 2004

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 1 до 3 лет" и "Развитие и психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама