Развитие

Ребятам о зверятах

Ребятам о зверятах

06 января 2016

Трудно найти на свете малыша, равнодушного к животным. Кроха инстинктивно ощущает себя единым целым со всем живым вокруг. И очень важно не нарушить, а укрепить эту незримую связь.

Обычно знакомство малыша с животными начинается очень рано, можно сказать с рождения. Мама показывает крохе игрушку-собачку или картинку в книжке и приговаривает: «Собачка! Ав-ав!». А вскоре чуть подросший малыш уже и сам тянется к игрушке и, серьезно сдвинув бровки, пытается подражать маме, произнося свои первые осмысленные звуки: «Ав!». Так, постепенно, при помощи игрушек и книжек, плакатов и фотографий, мультиков и сказок, прогулок и экскурсий кроха будет познавать интересный и увлекательный мир живой природы. И самое главное, что требуется в этот период от мамы с папой – разговаривать с малышом, показывать, называть, рассказывать, играть…

Как животные «говорят»
Вашими верными помощниками станут детские книжки. Но подойдите к их выбору со всей серьезностью. Сейчас выпускается великое множество всевозможной литературы, но купить что-то достойное не так-то просто. Для знакомства малыша с окружающим миром подберите несколько книжек с крупными, хорошо прорисованными, реалистичными картинками. Собака должна быть собакой, а не существом в платье и оборочках. Овечке гораздо лучше пастись на лугу, а не пить чай из самовара. Такие картинки подойдут деткам постарше, у которых начинает развиваться воображение и чувство юмора. К тому же, ближе к двум годам у детей уже есть достаточно солидный жизненный опыт. И разное изображение животных (реалистичное, сказочное, силуэт, игрушка) очень полезно для развития малыша. Ведь нужно узнать знакомую зверюшку в любых образах. Ну а для крохи все-таки важна именно точность и четкость определений, не искажающая реальный мир вещей. Смотреть такие книжки можно с самого раннего возраста.

Показывайте крохе картинки и называйте зверей. Повторяйте, как животные «говорят». Вкладывайте в свои рассказы побольше радостных эмоций, и малыш очень быстро научится и рычать, как мишка, и мычать, как коровка. Помимо первоначальных знаний о животных, это очень хорошие упражнения для развития речи. Ведь первые осмысленные слова, которые начинает произносить малыш, это именно звукоподражания. Будут кстати и простые стишки.

Ходит курочка по грядке
«Ко-ко-ко, – зовет цыпляток. – 
Возле листьев кабачка
Я нашла вам червячка».
«Пи-пи-пи, – пищат цыплята. –
Одного нам маловато!»
Утка крякает: «Кря-кря! 
Лучший голос у меня!»
«Га-га-га, – ей гусь в ответ, – 
Громче гуся птицы нет!»
Воробьишка-озорник:
Чик-чирик да чик-чирик!
А ему вороны с крыши:
«Кар-кар-кар! Нельзя потише?»

Малыши и их мамы
Очень интересная и важная тема для малыша – животные и их детеныши. Ребятишки особенно любят маленьких зверят, потому что они с ними чем-то очень схожи. Рассматривая картинки, обращайте внимание ребенка на то, что у любого животного, точно так же, как и у самого малыша, есть мама и папа. Почаще проговаривайте: «Мама- коровка, папа-бык, их малыш – теленок». Благодаря многократным повторениям, кроха постепенно запомнит, кто как называется. Не забывайте и о диких животных: папа- медведь, мама-медведица, детеныш – медвежонок. Обращайте внимание крохи, что часто папы и мамы животных отличаются друг от друга. Сравните, например, петушка и курочку: петушок яркий, у него большой красивый хвост, красный гребешок, а у курочки и хвост, и гребешок маленькие. Не забывайте и о стихах-помощниках:

Жеребенок резво скачет,
Хвостик прыгает как мячик.
Рядом с ним неторопливо
Мама-лошадь машет гривой.
Поросята с мамой-свинкой 
Моют розовые спинки,
Пятачки купают дружно
И резвятся в теплой луже.

Дикие и домашние
Рассматривая с крохой картинки в книжках, обращайте его внимание на то, что есть животные домашние и дикие. «Это –коровка. Она живет с людьми, она – домашняя. Коровка дает молочко». «А это – зайка. Он живет в лесу». Так, постепенно, ребенок будет осознавать, что есть домашние животные, которые живут рядом с людьми и приносят им большую пользу, а есть животные дикие, которых рядом с людьми не встретишь. Поищите в продаже книжки с наклейками или игры-лото, где нужно сортировать животных на диких и домашних. Конечно, у малыша это будет получаться не сразу, но с вашей помощью он быстро разберется, что к чему. Сейчас в книжных магазинах можно отыскать и всевозможные плакаты с животными. Они тоже будут для вас хорошими помощниками, ведь «настенное» наглядное обучение – одно из самых эффективных.

Здорово, если бабушка или кто-нибудь из ваших близких живет в деревне. Тогда поездка к ним в гости станет для городского малыша настоящей экскурсией в мир домашних животных. Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Кто что ест
Вы поможете малышу легко и весело разобраться в меню братьев наших меньших, если потратите чуть-чуть времени и смастерите своими руками простую игру. Вам понадобятся картинки двух видов: с изображением животных и того, что они едят. Где взять иллюстративный материал? Просмотрите ненужные журналы, почтовые открытки, старые книжки и обязательно найдете то, что нужно. Можно распечатать подходящие картинки на принтере. Если вы хоть немного умеете рисовать, сделайте изображения сами. Наклейте заготовки на картон, высушите под прессом (иначе они прогнутся), сверху оклейте скотчем для лучшей сохранности. Теперь вырежьте изображения, и игра готова. Она подойдет деткам от полутора лет и старше. Хотя можно начать играть и раньше, если малыш проявляет заинтересованность. Подобные игры не только знакомят малыша с животными и расширяют знания об окружающем мире, но и развивают логическое мышление и мелкую моторику.

Для начала достаточно нескольких пар картинок. Например, зайчик – морковка, ежик – мышка, цапля – лягушка, белка – шишка и т.п. Лучше начать с тех животных и птиц, которые уже знакомы ребенку. Потом коллекцию можно будет пополнять. Разложите перед малышом зверюшек и предложите «покормить» их. Возьмите в руки, например, шишку, и спросите: «Кому мы дадим шишку? Кто ее скушает?» Если ребенок затрудняется с ответом, скажите, что шишку (точнее, семена из нее) с удовольствием скушает белка (или дятел). Пусть малыш сам «отдаст» белке шишку. Можно спрашивать наоборот: «Что кушает белка?» Малыш находит шишку и кладет на картинку с белочкой. Просите ребенка проговаривать названия животного. Очень полезны для развития речи и звукоподражания. Спрашивайте: «Как цапля хватает лягушку? ЦАП! ХВАТЬ! Как цыплятки клюют зернышки? КЛЮ-КЛЮ-КЛЮ! Как зайка грызет морковку? ХРУСТЬ!» Такая игра обычно очень нравится детворе и может стать долгоиграющим «хитом». А все дело в том, что фигурки более наглядны для малыша, чем просто картинки в книге. Он трогает их, берет в ручки и воспринимает почти как живые.

Домики, норки и берлоги
Очень интересная для малыша тема – домики животных. Рассматривая картинки в книжках, не забывайте рассказывать крохе о том, кто и где живет. Обязательно проводите аналогию с самим малышом. Так ему будет понятнее. «У нас с тобой есть дом, мы в нем живем. И у каждого зверька есть свой домик…» Начните с домашних животных, расскажите, что собачка живет в будке, лошадка – в конюшне, свинка – в хлеву, коровка – в сарае, курочка – в курятнике. И у диких животных есть свои домики. У белки – дупло, у ежика, мышки и лисички – норка, у бобра – хатка, у мишки – берлога. А зайка живет просто под кустиком. И не забудьте вспомнить улитку. Малышу будет интересно узнать, что свой домик она носит на спине.

Сейчас в продаже можно найти много настольных игр, где животным нужно подбирать их домики. Но имеет смысл сделать такую игру самостоятельно. Она будет и интереснее, и понятнее для вашего ребенка, ведь вы сможете учесть его особенности и предпочтения. Для самых маленьких игровых полей нужно немного. Достаточно трех-четырех. Возьмите листы бумаги формата А3 и изобразите на них: сельское подворье с конюшней, сараем, курятником, лес с норкой, дуплом, гнездом, берлогой и, скажем, водоем. Даже если вы не обладаете особыми художественными данными – не беда. Главное, чтобы картинки были яркими, а «домики» – узнаваемыми. Можно подобрать подходящие картинки в старых журналах, школьных географических атласах или календарях и наклеить на игровые поля. Затем вам понадобятся фигурки животных от предыдущей игры «Кто что ест?». Предложите малышу отыскать для зверюшек подходящие домики. Если будет желание повозиться чуть дольше, можно сделать бумажные «кармашки» на месте гнезда, дупла, норки, открывающиеся двери в сарае и курятнике и т.п. Тогда малыш сможет вставлять туда нужные фигурки животных. Это куда увлекательнее, чем просто рассматривать картинки в детских книжках. Да и усваивается информация через движения лучше. Не забудьте сделать и фигурку-фотографию самого малыша и нарисовать для него домик. А еще очень весело устроить себе место жительства в гнезде или в норке!

Поиграем?
Чтобы малыш лучше запомнил некоторых животных и их повадки, поиграйте с ним в игру «Веселая пантомима». Полуторагодовалый ребенок будет с удовольствием повторять движения за вами, а дети постарше уже и сами могут подмечать характерные движения того или иного животного. Походите вместе с крохой вразвалочку и порычите, как косолапый мишка, попрыгайте, как зайка, помашите ручками-крылышками, как птичка или бабочка. А как бежит лошадка, высоко поднимая ножки? А как ходит важный верблюд? А как крадется лисичка, ползет змея, плывет рыбка, скачет лягушка? А как потягивается сонная кошка, как она умывается лапкой? И, конечно, подобные упражнения лучше делать под веселые стишки.

Скачет зайка на лужайке.
Мы попрыгаем, как зайка.
Ножки вместе, скок-поскок!
Веселей скачи, дружок!
Пчелки крылышками машут,
Над цветами дружно пляшут.
Ручки в стороны расставим, 
Словно крылышки расправим.
Замахали, полетели
И как пчелки загудели:
Ж-ж-ж!

Малыши очень любят играть в прятки. Предложите им игру, где прятаться будут зверушки из любимых книжек. Возьмите лист бумаги и прорежьте в нем небольшое «окошко». Теперь возьмите любую книжку с хорошо знакомыми малышу картинками и закройте страницу так, чтобы в «окошке» можно было увидеть лишь какую-то характерную деталь животного: длинные заячьи уши или пушистый беличий хвост. Пусть малыш попробует отгадать, кто там спрятался. Эта игра – не только веселая забава, а и отличное упражнение для развития мышления. Если игра малышу понравилась, постепенно усложняйте ее: прячьте зверей из незнакомых книжек, открывайте совсем маленькие фрагменты. «Высшим пилотажем» будет умение юного зоолога угадывать животное всего лишь по кусочку пятнистой или полосатой шкурки.

Рыба, птица, зверь
Почаще говорите малышу, что синичка, курочка, воробушек – это птицы; коровка, зайка, лисичка – животные; а муравей, божья коровка, бабочка – насекомые. Просите его показать на картинках в книжках только птичек или только насекомых. С вашей помощью он быстро разберется, что к чему. Возможно, у вас отыщутся карточки со всевозможными животными от настольных игр, вроде «Лото» или «Подбери картинку». Если нет, сделайте такие карточки сами, вырезав картинки из старых книг, журналов, почтовых открыток или распечатав на принтере. С ними можно придумать множество интересных и простых игр. Прежде всего, карточки можно просто рассматривать, называя животных и их голоса. Можно устраивать «зоопарк», прикрепив магнитом несколько карточек к холодильнику и периодически обращая на них внимание малыша. Экспозицию «зоопарка» время от времени меняйте. А можно вывешивать картинки по какому-то признаку. Например, несколько дней висят птицы, потом рыбы, насекомые и т.п. С чуть подросшим малышом попробуйте поиграть в такую игру: постройте из кубиков домик и расскажите, что домик этот непростой. Войти в него могут только… насекомые. Отберите вместе с крохой карточки с насекомыми и «впустите» их в домик. В следующий раз вид на жительство получат птицы или домашние животные, или те, у кого есть копыта, крылья и т.п. Играть в подобные игры будет еще интереснее с наборами игрушечных животных.

Познавательная прогулка
Ежедневные прогулки – отличный способ расширить знания малыша о живом мире. Чаще всего на прогулке мы встречаем собак и кошек, первых представителей фауны, с которыми знакомится ребенок. Но не надо ограничиваться словами: «Вон собачка побежала!» или «Смотри: киска! Мяу-мяу!» Ведь это такие интересные и доступные для ежедневного изучения существа. Понаблюдайте вместе за повадками кошки. Как грациозно она ступает, как лениво греется на солнышке, зажмуривая глаза. Как охотится, подкрадываясь к воробью или ловя лапой муху. Полюбуйтесь на взъерошенных, выясняющих отношения, котов. Обратите внимание малыша на то, что собаки бывают разные: большие и маленькие, лохматые и гладкошерстные. Они отличаются цветом, формой ушей и хвоста. Если вам знакома порода пробегающей мимо собаки, назовите ее. Не думайте, что малыш вас не поймет. Обязательно поймет, даже если он совсем маленький. Новые слова осядут у него в памяти пассивным словарным запасом. И очень скоро малыш выдаст вам все, что вы в него вложили, порой, просто поражая вас своими познаниями. К слову сказать, двухлетний карапуз уже вполне может неплохо разбираться в собачьих породах. А заложенное вами с раннего детства умение наблюдать, сослужит хорошую службу в будущем.

Во время прогулки можно и домики животных посмотреть. Даже недалеко от дома вы наверняка отыщите птичье гнездо. Малыш сможет собственными глазами увидеть, что оно сложено из тоненьких веточек. Иногда на дереве можно заметить и скворечник – любимый домик скворцов, сделанный для них людьми. Если отправляетесь гулять в лес, постарайтесь отыскать муравейник. Такой большущий дом, построенный крошечными муравьями, произведет впечатление на юного исследователя. В лесу вам наверняка попадется и дупло. Вспомните с крохой, что в дупле может жить белочка. Прогуливаясь у реки, поговорите о том, что водоем – дом для многих живых существ: рыб, насекомых, лягушек, улиток.

С нами по соседству обитает множество всевозможных птиц. И чтобы малыш смог лучше с ними познакомиться, прихватите на прогулку угощение для пернатых. Наверняка вы встретите воробьев, синиц, голубей, ворон. Часто рядом с нами обитают сойки, сороки, трясогузки, дикие утки и другие птицы. Показывая малышу, например, синицу, убедитесь, что он действительно увидел на ветке крошечную птичку. Переспросите: «Где синичка? Покажи». Описывайте птичку: «Синичка маленькая, грудка у нее желтенькая. Поет – пинь-пинь-пинь. Радуется, что тепло, солнышко светит, весна пришла». Просите малыша повторять звукоподражания: чик-чирик, кар-кар, пинь-пинь-пинь. Это будет способствовать развитию его речи.

Увлекательнейшее занятие для малыша – кормление птиц. Пусть он сам отщипывает крошечки от куска хлеба и бросает голубям, воробышкам, воронам или уткам. Это полезное упражнение для развития мелкой моторики и способ лучше разглядеть птиц и их повадки. Обращайте внимание крохи на разное поведение пернатых. Воробьи – суетливые и быстрые, вороны – важные и неторопливые, а уточки легко достанут пищу даже из-под воды. Кстати, на их примере можно проследить развитие птиц. Весной в водоеме плавают и самки и самцы (для малыша – «мама» и «папа» утки). Через некоторое время ребенок, возможно, и сам заметит, что куда-то пропали «мамы». Расскажите, что они высиживают птенцов и только изредка выходят из камышей, чтобы покушать. А появление утят – это просто чудесное событие, которое не оставит равнодушным ни одного малыша.

Отправляемся в зоопарк
Если ваш кроха уже обращает внимание на голубиную стайку во дворе, а пробегающая мимо собака приводит его в состояние радостного оживления, самое время отправиться в зоопарк. Для городского малыша трудно отыскать лучшее место для знакомства с мохнатыми и пернатыми друзьями. А для того чтобы посещение зоопарка стало по- настоящему приятным и полезным, не стоит забывать о некоторых особенностях детского восприятия. Так, 1-2-летние малыши не могут долго удерживать внимание. Скорее всего, их заинтересуют именно те животные, с которыми они уже знакомы по картинкам и сказкам или которых они видели у бабушки в деревне. Нашему взрослому пониманию совершенно недоступно, почему малыш равнодушен к огромному слону, а вот курочки или голуби в вольере вызвали бурю радостных эмоций. А все потому, что они ближе и понятнее. Воспользуйтесь этой особенностью ребенка и, вместо того, чтобы непременно обойти весь зоопарк, задержитесь у вольеров с теми животными, которые заинтересовали кроху. Поговорите о них, вспомните стишки, песенки, сказки или мультфильмы с их участием. Рассмотрите, какая у них шерстка или перья, есть ли хвостик, рожки, копыта, сосчитайте лапки, понаблюдайте за их поведением. Подумайте, что они любят кушать. Такое внимательное и вдумчивое изучение нескольких мохнатых жителей зоопарка принесет куда больше пользы, чем беготня от клетки к клетке.

Одно из интереснейших мест в зоопарке – площадка молодняка. Человеческие детеныши могут очень долго с восторгом наблюдать за играми детенышей звериных. В этом нет ничего удивительного. Они близки друг другу и находятся в том возрасте радостного детства, когда все понятно без слов – «мы с тобой одной крови».

Рассказывайте малышу все, что знаете о том или ином животном. А если не знаете, вас выручат таблички на клетках. Только, пожалуйста, не называйте всех копытных животных «козликами» и «баранчиками», а любых пернатых просто «птичками». У каждого из них есть свое «имя», которое любознательный малыш сможет запомнить без особого труда. Особенно, если дома вы еще раз посмотрите на это животное, но уже на страницах детской энциклопедии. Хорошим помощником станет фотоаппарат или видеокамера. Сфотографируйте тех животных, которые особо заинтересовали кроху. Подобные снимки будут для него лучше всякой энциклопедии. И, наконец, предложите ребенку нарисовать тех представителей фауны, которые ему больше всего понравились и запомнились. Для начала изобразите сами известного для малыша зверя и обязательно спросите, как он называется.

Рассказывая малышу о животных, птицах, насекомых, рассматривая на улице собаку, голубя или бабочку, постарайтесь донести до крохи очень важную мысль: каждое живое существо ценно не потому, что приносит какую-то пользу человеку. Оно самоценно. Воспитывайте в крохе доброе отношение к животным – это важные кирпичики в здании детской доброты. Почему малыш отрывает крылья бабочке или давит ногой гусеницу? Да потому, что он еще не совсем понимает связь между поступком и его последствиями. Ему интересно, что будет дальше. И наша задача вовремя рассказать ему, что без крыльев бабочка просто-напросто погибнет. Каждый раз во время прогулки обращайте внимание малыша на то, как хрупка жизнь, как легко мы можем причинить непоправимый вред окружающей нас природе. Да, мы сильные. Да, мы это можем. Но сильные должны быть добрыми…

Юлия Ильяшенко

"Мама и Малыш" № 5, 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Увлечения и хобби" и "Ребёнок от 1 до 3 лет"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама