Развитие

Мироздание в деталях

Мироздание в деталях

06 января 2016

Что нам стоит мир построить? Взрослый, может, и задумается, а ребенок сразу примется за дело: башня из кубиков – примета детства. Конструкторы учат творить и поэтому занимают особенное место в мире игрушек.

Кому полезны игры с конструктором? Всем: мальчикам и девочкам, совсем маленьким и тем, кто постарше! Эти занятия активи- зируют сразу несколько сторон развития ребенка – работает все, что связано с осязанием, моторикой, восприятием формы, пространственным мышлением. Конструктор дарит детям возможность создания нового, ощущение «я сам что-то могу». Сотворение нового мира – процесс эмоционально насыщенный, исполненный радости от собственных успехов.

Едва научившись сидеть, малыш проводит много времени, манипулируя с разными предметами. Главное для него – ощущения. Так интересно различать вещи тяжелые или легкие, гладкие или шершавые, твердые, мягкие и так далее. Вскоре кроха начинает пытаться что-то из них создавать: ставит друг на друга или кладет рядом.

Маленький «ломастер»
Мама возвела домик из кубиков, а ребенок с радостью его ломает – в раннем возрасте он не столько строит, сколько разрушает чужие постройки. Нужно понимать, что для маленького человека разрушение – не хулиганство или капризы, а полноценная деятельность, приносящая ему море положительных эмоций. Тяга к разрушению в младшем возрасте – явление нормальное, не стоит акцентировать на этом внимание и, тем более, ругать малыша за то, что он «испортил» мамино творение. Не надо думать, что, поскольку сейчас ребенок в основном, ломает, а не строит, игра с конструктором для него пока бесполезна. Во-первых, он получает удовольствие от происходящего, а следовательно, живо интересуется игрой. Во-вторых, видит, как строят другие, а значит, вскоре и сам начнет пробовать что-то создавать.

Каждому - своё
После года, конструкторы начинают интересовать детей не только как источник ощущений и эмоций. Малыш пытается строить, опытным путем исследует свойства предметов (размер, форму, соответствие) и осознает физические явления (равновесие, подвижность). Это само по себе – занятие увлекательное. Затем, ребенок начинает использовать конструктор как элемент для режиссерских игр: строит домик для медведя, мостик через речку, расставляет «пеньки», чтобы медведь смог присесть и съесть пирожок. Конструктор помогает моделировать пространство для игры, в любой момент, изменяя его в соответствии с сюжетом. Маленький творец свободно фантазирует, и его деятельность не зависит от того, есть у него или нет именно такой домик, замок, пенек и прочее, какие нужны по игре. С помощью конструктора он сам создает то, что ему необходимо.

Почему-то считается, что конструктор – игрушка, больше подходящая мальчикам. Это совсем не так. Конструкторы отлично развивают моторику и мышление, а эти качества необходимы как мальчикам, так и девочкам. Есть масса совершенно «нейтральных» конструкторов, состоящих из деталей, которые одинаково подойдут и для военных укреплений и для домика Золушки.

Тематические конструкторы. Они могут изображать стройку, аэропорт, автомобильную стоянку, космические корабли. Как правило, такие модели действительно больше интересны мальчикам. Но сейчас в продаже есть много конструкторов, предназначенных для девочек – у них другая цветовая гамма и другие сюжеты – дворцы, принцессы, волшебницы.

Меньше негатива. Выбирая для ребенка (особенно для мальчика) «тематические» конструкторы, обратите внимание на сюжет будущей игры. Часто покупаемые игрушки-трансформеры обычно изображают либо чудовищ, либо агрессивных персонажей-людей. Это уже не столько конструктор, сколько образная игрушка, и очень важно обращать внимание на то, какой образ (и образец!) она предоставляет ребенку.

Правила выбора. Выбирая конструктор, нужно обратить внимание на его качество и определить, насколько он соответствует возрасту ребенка по ряду параметров. Во-первых, естественно, по размеру деталей: очевидно, что мелкие детали не подходят малышам. Во-вторых, сложность конструктора должна соответствовать возможностям ребенка – как физическим, так и интеллектуальным. Попробуйте сами собрать какую-то часть конструктора, чтобы оценить, насколько хорошо соединяются детали, насколько сложен способ сборки и пр. Также важно понять, насколько применим этот конструктор в детской игре. Если сборка сложна (под силу лишь ребенку семи–восьми лет), а в результате получаются, скажем, часы, то явно – это «вещь на один раз», т. к. играть в таком возрасте он с ними не будет, а собирать второй раз – неинтересно. Поэтому стоит задуматься, нужен ли вообще такой конструктор.

Повод для общения
Конструктор – не простая игрушка, обращение с ним требует определенных усилий. Как привлечь ребенка к конструированию? Такая игра, конечно, требует объяснений – даже не столько объяснений, сколько совместных действий большого и маленького. Более того, именно заинтересованность взрослого делает игрушку особенно привлекательной для ребенка. Сборка нового конструктора – отличный повод для общения, особенно с папой, которого не всегда просто привлечь к обычным детским играм.

Не стоит стараться делать все за ребенка, даже если у него не получается. Нужно дать малышу возможность поэкспериментировать с материалом, найти какие-то свои, новые возможности. Постоянно показывая «как нужно», можно ослабить стремление ребенка исследовать и фантазировать. Не думайте, что вы все знаете: наши дети вполне способны удивить нас, создавая что-то новое и неожиданное. Только не нужно им мешать!

Помните, что конструктор – лишь часть игры. Построили домик – обязательно поселите там кого-то, расскажите про него сказку, разыграйте историю. Тогда конструктор оживет и станет не просто грудой «кирпичиков», а неотъемлемой частью мира безграничной детской фантазии.

Богатство выбора
Видов конструкторов существует великое множество – их пестрое семейство постоянно увеличивается количественно и улучшается качественно. Появляются новые материалы и новые идеи.

- Кубики из ткани подходят детям раннего возраста. В качестве строительного материала их использовать не очень удобно, но они приятны на ощупь (интересны кубики, сочетающие несколько фактур), красивы и безопасны. Конструктор интересен ребенку максимум до полутора–двух лет.

- Мягкие конструкторы сделаны из мягкого и легкого материала (вспененный полимер), у их деталей нет острых граней и углов. Такой конструктор (речь идет именно о конструкторе, а не о фигурках- «вкладышах») довольно сложно собирать. Среди мягких конструкторов встречается много некачественных – играть с готовой конструкцией не получается (она разваливается или деформируется).

- Деревянные конструкторы очень разнообразны: от простых кубиков до строительных наборов с огромным количеством деталей. Они долговечны, сделаны из натуральных материалов, поскольку детали не скрепляются, разные наборы совместимы между собой. Чем больше разных деталей (кубиков, брусков, арок, конусов и т. д.), тем больше возможностей для игры и строительства. Деревянные строительные наборы дети используют в своих играх до шести–семи лет.

- Пластиковые конструкторы типа Lego – наборы деталей разных цветов и размеров, которые легко «вставляются друг в друга» при помощи одинаковых креплений. Конструкторы выпускаются сериями, можно всегда подобрать конструктор, совместимый с уже имеющимся у вас набором. Размер деталей каждой модели всегда соотнесен с возрастом ребенка: научившись собирать конструкции из более крупных фрагментов, ребенок без проблем «переходит» к занятиям с моделью, состоящей из более мелких деталей.

- Болтовые конструкторы (металлические или пластмассовые) – довольно сложны в сборке, рекомендуются детям с пяти– шести лет, родителям придется помочь им разобраться в схемах и научиться совмещать детали и завинчивать болтики.

- Контурные конструкторы состоят из гнущихся пластиковых палочек разных размеров, цветов и крепежей. Конструктор позволяет создавать оригинальные модели (палочки гнутся и могут принимать различные положения). Конструктор сложен в обращении и подойдет детям начиная с младшего школьного возраста.

- Магнитные конструкторы обычно они состоят из намагниченных палочек, металлических шариков и пластинок разного размера. Детали благодаря магнитам просто «прилипают» друг к другу. Обычно они довольно мелкие, поэтому малышам такой конструктор не подходит. Дети постарше с интересом исследуют возможности магнитов, могут строить сложные конструкции. Конструктор можно эффективно использовать для занятий школьными предметами: физикой, геометрией, химией и пр.

Елена Шеина, психолог,

записала Марфа Гончарова

"Мой Кроха и Я" №2 2007

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Детская психология" и "Ребёнок от 1 до 3 лет"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама