Воспитание

Сказка-ложь, да в ней намек...

Сказка-ложь, да в ней намек...

04 января 2016

Человек должен творить добро, не ожидая за это награды. Малыша необходимо постепенно научить жить по этому правилу. Родители всегда рядом. Они подскажут, как поступить, помогут, пожалеют, исподволь научат главному. Это работа-сложная и бесконечная.

Личный пример
Чем чаще говорят малышу «нельзя» и запрещают проявлять самостоятельность, тем больше ему хочется делать что-то наперекор. Давайте отойдем от этого жесткого принципа и дадим ему возможность делать собственный выбор – поможем творить добро. Не стоит поспешно утверждать, что ребенок неправ (потому что мал еще!) – лучше внимательно выслушать его: может быть, он предлагает вполне разумное решение. Задумайтесь, как вы живете и как общаетесь, ведь семья для крохи – первый и основной образец для подражания. Насколько уважительно относятся члены семьи друг к другу, помогают ли старшему поколению? Часто ли в доме звучат «волшебные» слова? Есть ли у вас настоящие друзья?.. Итак, всему хорошему вы, прежде всего, должны учить детей на личном примере – без авторитаризма(!), спокойно объясняя их ошибки и корректируя поведение. Например, вы знаете, что в расстроенном состоянии ребенок способен подойти и ударить кого-нибудь. Придите на помощь – перехватите замахнувшуюся для удара руку, задержите, а потом погладьте ею того, кого малыш хотел ударить, скажите, что он – добрый и хочет не бить, а погладить. Или вы видите, что он собирается вас укусить, – предупредите «нападение» словами: «Ты, наверное, хочешь меня поцеловать? Спасибо тебе, мой родной». Крепко обнимите его и поцелуйте сами.

Полезная сказка
Важную роль в воспитании малыша играет сказка. Она знакомит его с окружающим миром, учит отличать добро от зла, показывает различные примеры поведения и последствия неправильных, «плохих» поступков. Вам не нравится, как ведет себя малыш? Не ругайте и не наказывайте его, лучше расскажите сказку-«воспиталку» про зверушку или мальчика, который своим неправильным поведением очень похож на вашего. Обсудите поступки героя, и малыш оценит их со стороны и сам (незаметно направляемый вами) сделает правильный вывод. Вы, как добрый волшебник, покажете ему правильную дорогу – и конец вашей истории будет непременно счастливым. Не стоит забывать, что сказка – это не только пример для подражания, но и хороший сюжет для новой игры. Прочитали – спросите, что в ней больше всего запомнилось, кто из героев понравился, обсудите их поведение, задайте несколько вопросов по сюжету и, наконец, попробуйте в нее поиграть. Так, малышам, еще только узнающим ценность и важность настоящей дружбы, поможет сказка-«воспиталка» о Волчонке: «Жил- был маленький Волчонок. Он ходил в лесной детский сад, где встречался со своими друзьями, такими же маленькими зверюшками. Там Волчон-ку нравилось. Но когда кто-нибудь из друзей приносил в сад свою новую игрушку, он отбирал ее, потому что был сильнее. Затем сидя в уголке, Волчонок играл этой игрушкой. И только наигравшись, возвращался к друзьям. Однажды Волчонок заболел. Он лежал в своей кроватке и думал, как ему было весело с друзьями в детском саду. Рядом лежали новые игрушки, но Волчонок, почему-то грустил. Он вспомнил, как обижал своих друзей, как отбирал их игрушки. Вдруг кто-то постучал в дверь. Мама открыла. На пороге стояли друзья Волчонка. Они пришли проведать его, простив все обиды, и принесли в подарок новые игрушки. Волчонку стало радостно. Он понял, что главное в жизни – это верные друзья».

Верный выбор
Помогайте малышу самому находить правильный выход из различных ситуаций. Для этого, например, расскажите ему историю и спросите, как бы он поступил в этой ситуации. А еще попробуйте переделывать сказки, делая добрыми злых героев и придумывая для истории счастливый конец. Пусть малыш сам решит, как нужно изменить плохой поступок сказочного героя. Так же можно обыгрывать и любую жизненную ситуацию, чтобы в следующий раз ребенок смог сам найти правильный выход.

Похвала - лучшая награда
Малыш должен знать, что добрые дела не остаются незамеченными. Если он поможет кому-то, то непременно кто-то сделает добро и ему. Однако это может произойти не скоро, а через некоторое время. Чтобы малыш не разуверился в конечном торжестве добра, родители должны его поощрить за каждый хороший поступок – наградой могут стать добрые слова, поддержка и похвала, а не вкусное угощение или игрушка.

Старая история на новый лад
Малыш не хочет давать свою игрушку другому малышу. В отместку тот начинает обзываться: «Жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяешься – никто тебя не ест». Эту дразнилку все знают, и малыши, стоящие рядом, начинают его поддерживать. Что вы, взрослый, сделаете в такой ситуации? Скажете, что нельзя жадничать? Но ведь вы не знаете, по какой причине ребенок не отдает игрушку. И если вы, не разобравшись, отберете вещь у одного и отдадите другому, то можете показать тем самым силовой пример решения конфликта. Кто-то, наверное, отругает малышей, которые дразнятся, но вы уверены, что в следующий раз они поступят иначе? Вряд ли проблему можно решить таким образом. Лучший вариант – предложить малышам задуматься и самим поискать выход. Например, расскажите им что-нибудь поучительное: «А кто знает историю про соленый огурец? Почему он на полу валяется и никто его не ест? Не знаете? Так слушайте. Однажды двое друзей решили полакомиться соленым огурцом. Но каждый из них хотел съесть его сам, и поэтому они тянули его каждый в свою сторону. Огурец выскользнул из рук и упал на пол. А с пола еду есть нельзя. Вот и получилось: если жадничают двое и никто не уступает, то желанная вещь не достанется никому. Плохо, правда? А что бы вы сделали, если бы у вас, например, была одна на всех бутылочка с водой? Она бы упала на пол, и вода разлилась бы, не доставшись никому? – Я бы попил немного и дал другим. – А я бы налила всем понемногу в маленькие стаканчики. – А я бы пошел и купил еще несколько бутылочек с водой, чтобы у каждого была своя такая же...» После такой беседы малыши стали дружно играть вместе. Дети ведь все хорошие, просто иногда об этом забывают, потому что только учатся общению и их знания еще не успели превратиться в стойкие навыки. Наша с вами родительская задача в том и состоит, чтобы помочь малышам получать положительный опыт разрешения различных конфликтных ситуаций, научить их защищать свои интересы, уважая при этом интересы и настроения других. Кроме того, и вы сами постарайтесь быть добрей – причем действенно, а не декларативно,– и тогда в вашей семье обязательно вырастет поистине Хороший Человек!

Добрые поступки, совершенные малышом за день, для наглядности можно показать с помощью «цветка добрых дел». Для этого из плотного картона вырежьте разноцветные лепестки, вместо стебелька используйте трубочку для коктейля, а серединку цветка сделайте из яркого пластилина. За каждое доброе дело в серединку вставляйте один лепесток. Сегодня малыш накормил хлебными крошками голубей, помог маме принести покупки из магазина, нашел бабушке тапочки, предложил поиграть своими игрушками детям в песочнице – вечером на «цветке добрых дел» появляются четыре лепестка. Завтра малыш постарается сделать больше добра, и к вечеру его цветок станет еще красивее. Глядя на такой цветок, о хороших поступках малыша смогут узнать все домашние и даже знакомые – взрослые и дети. Родные будут хвалить его, а в кругу друзей он приобретет авторитет. Такой цветок можно делать каждый день, тогда к концу недели малыш сможет гордиться своим прекрасным «букетом» добрых дел.

Оксана Королева, 
педагог

"Мой Кроха и Я" №2 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Детская психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама