Здоровье

Водная школа для самых маленьких

Водная школа для самых маленьких

14 января 2016

Специальные упражнения с малышом в воде обучают его плаванию, развивают интеллект и общительность.

Матвею чуть больше года. Говорит он пока на особом детском наречьи, и без мамы-переводчика чужим взрослым его понять трудно. Впрочем, в своем первом в жизни интервью он обошелся без слов. Улыбка в полмордашки, восторженные глаза и – никакого страха! Вот как я прыгаю с бортика! Нырнуть? Да никаких проблем. В общем, показал и доказал: урок в воде для него высшее наслаждение.

Самостоятельные люди
В группе – четверо малышей, дважды в неделю мамы привозят их на занятия. «Инициатором посещения бассейна у нас стал папа. Он увлекается спортом всерьез и считает, что именно плавание быстрее всего развивает маленького человечка и физически, и интеллектуально, – рассказывает Марина, мама Марка. – Сын довольно рано начал ходить, причем скоро, не балансируя, как большинство его сверстников, а твердо и уверенно. Сейчас у него отличная координация движений: он бегает, огибая углы в квартире. Дома стремится сам повторять упражнения, которыми малыши занимаются здесь перед уроком в воде. Вчера, например, добился, чтобы я положила ему на пол гладильную доску: ползал по ней, подтягивался. Марк стал очень активным в общении. Мы дома не сидим, часто встречаемся с друзьями, и всех просто поражает его коммуникабельность. А ведь в этом возрасте большинство малышей такие буки...» Когда урок в воде закончился и мамы переодевали малышей в раздевалке, один из них, Миша, раскапризничался. Марк торопливо направился к нему и протянул банан. Миша посмотрел, оторвал от предложенного приличный кусочек, откусил, улыбнулся и забыл про слезы. Впрочем, все детки из этой группы кажутся не по возрасту «взрослыми» – самостоятельными и очень сообразительными. Вот один пытается сам надеть на себя колготы, другой – высушить головку, усевшись на скамеечку под феном. А если бы вы видели, как они здороваются и прощаются друг с другом! И все это в годик с небольшим...

Урок от А до Я
Ничего удивительного! Инструктор по плаванию Светлана Курбаткина убеждена: малыши гораздо способнее и умнее, чем считаем мы, взрослые. Надо просто помочь ребенку раскрыть свои возможности как можно раньше. Каждое занятие группы начинается на суше со специальной гимнастики в спортзале: детишки выполняют упражнения на тренажерах. Потом разминка в воде: походи по бассейну, присядь, подуй на водичку... Рядом мама. Она поможет тебе лечь на воду, поддержит. И вот вереница трогается в путь: малыши плывут, поднимая фонтаны брызг ногами, а мамы для страховки вышагивают рядом, придерживая их за трусики. Прошли пару кругов, перевернулись – теперь поплаваем на спинке. Светлана раздает каждому доску из пенопласта, и малыш плывет, вытянув вперед руки. Пора и понырять. Светлана укрепляет на дне бассейна резиновые игрушки на присосках: «Даша, достань, пожалуйста, рыбку!» Две секунды – и готово! Кто-то «поймал» лягушку, кто-то – морскую звезду. Это тренировка так называемых гипоксических нагрузок. При нырянии приходится задерживать дыхание, в организме повышается уровень углекислоты, что резко повышает его защитные функции. А теперь другая веселая игра. Светлана раздает детям цветные палочки, и, отойдя в другой конец бассейна, кладет около себя обручи разного цвета. Подплыв, малыш должен бросить желтую палочку в желтый обруч, красную – в красный. Следующее задание еще сложнее. Разработано оно с учетом того, что в воде у ребенка обостряются все чувства и ощущения, поэтому ему гораздо легче усвоить новые понятия, он активнее запоминает информацию. На стене бассейна Светлана размещает цветные резиновые квадратики на присосках. Внутри каждого из них выемка. В одном – в форме круга, в другом – треугольника, и т. д. Ребенок должен найти недостающую деталь и вставить ее на место. Причем здесь двойной «фокус-покус» – нужно отыскать геометрическую фигуру, подходящую не только по форме, но и по цвету: в красный квадрат – красный круг, в синий – синий. Не рановато ли в год-полтора осваивать азы геометрии? «У Даши это любимая забава, – рассказывает Настя, ее мама. – Дочка и дома с удовольствием занимается этим. Мы купили ей развивающие игры с вкладышами, и часто разницу между фигурами она находит не эмпирическим путем, пробуя, войдет ли именно эта фигура на место или нужно подобрать другую, а, как мне кажется, вполне осознанно». На уроке в бассейне, играя, малыши осваивают и первые навыки счета, знакомятся с понятием числа. Собрав их в воде в кружок вокруг себя, Светлана держит в руках специальную резиновую книжку. «Раз!» – произносит она и предлагает каждому ребенку нащупать пальчиком выпуклый кружок на страничке. «Один», – и поднимает вверх палец, то же самое повторяют дети. На счет «два» малыши прикасаются к двум кружкам, а потом два раза поворачиваются в воде вокруг себя. И так до пяти. «Пять!» – детки гордо поднимают вверх ладошки с растопыренными пальчиками. Пока это, скорее, интуитивное, чем осознанное повторение действий инструктора. Но информация оседает в подсознании, и к двум годам, начиная активно говорить, дети будут считать уже вполне осмысленно. За время урока маленькие пловцы выполняют около десяти разных упражнений. А заканчивается он водным массажем, который проводят с каждым в отдельности. Светлана берет малыша за ручки, мама за ножки и раскачивают его. Он то окунается в воду, то взлетает в воздух. Детки, жмурясь от удовольствия, смеются. «Какие мы молодцы, похлопаем себе»! Брызги, сверкая и искрясь, взмывают из-под маленьких ладошек, вызывая шквал восторга у этих начинающих пловцов: кто-то весело подпрыгивает, кто-то начинает кружиться в воде. Мо-лод-цы! Это точно.

Счастливый малыш здоров, умен, общителен
Так считает Юлия Алексеева, руководитель центра раннего развития «Я САМ». Период от рождения до трех лет, как доказывают научные исследования, уникален: это время, которое определяет стратегию физического, умственного и эмоционального развития человека на всю последующую жизнь. Важно, чтобы с детства ребенок развивался гармонично. И вода – прекрасное средство для этого. Занятия плаванием – это как бы «мостик между прошлым и будущим»: подсознание ребенка хранит память о том, как он «плавал» в мамином животике, поэтому в водной среде он чувствует себя более уверенно и защищенно. Ребенок рождается с плавательным инстинктом, который к трем месяцам угасает, если его не поддерживать. Поэтому уроки плавания нужны с рождения: сначала дома, в ванной, а позже, когда у малыша появляются первые навыки понимания окружающего мира, – пора в бассейн. В нашем центре дети начинают заниматься с девяти месяцев. Плавание улучшает дыхание и кровообращение, деятельность центральной нервной системы и мозга, укрепляет опорно-двигательный аппарат, активизирует обмен веществ. В воде ребенку гораздо легче осваивать двигательные умения и навыки – он раньше начинает ходить, увереннее управляет своим телом, а свобода движений дает еще и свободу душе: малыш растет открытым и общительным. Вода всегда вызывает в ребенке бурю эмоций: появляется неожиданная легкость в теле, радость от собственной отваги. Веселая игра брызг ну просто наслаждение и настоящее счастье! А счастливый малыш – это еще и способный малыш. В такие минуты обостряется восприятие всех органов чувств, мозг работает активно – и это очень важно для физического и интеллектуального развития ребенка.

Ольга Андреева

"Мой Кроха и Я" Спецвыпуск "Здоровье" 2005

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Здоровье ребёнка" и "Ребёнок от 1 до 3 лет"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама