Детский сад и няни

К детскому саду будь готов!

К детскому саду будь готов!

27 января 2016

Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло три года — значит, ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья… Да и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад — необходимость, без него не обойтись. Он — одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.

Можете ли вы себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они больше вас, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неясны: добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15—20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал...

Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад трехлетним малышом: действительно, все дети там хоть на год, но старше его; его окружают незнакомые взрослые: воспитатели, няня, медсестра - и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду боязно: что там, за поворотом? — не заблудиться бы.

Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками - она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями.

Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее.

Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему.

Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад

Легкая

Поведение нормализуется в течение 1 недели.
Аппетит снижается, но к концу первой недели восстанавливается.
Сон восстанавливается в течение 2 недель.
Адаптация проходит в течение 1 месяца.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
Средняя

Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.
Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.
Сон восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Тяжелая

Поведение неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.
Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).
Сон нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.
Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.
Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.
Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно лишь видна надводная часть айсберга - а это поведение ребенка. Но и поведение приводит вас в смятение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то в этот новый детский коллектив. В нем он постоянно, как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Если бы вам удалось сравнить одним и тем же методом исследования всю силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к организованному коллективу, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты б вас ошеломили. Они были бы просто идентичны. Представляете… у малыша и космонавта… Адаптация к обычному организованному коллективу и неординарный космический полет… Да, конечно, очень трудно в это вам поверить. Пусть не верится, но это факт.

Как показывают исследования, дети, переходящие в детский сад из ясельных групп, отличаются от «домашних» детей большей самостоятельностью. Они быстрее входят в жизнь группы и проявляют большую активность, чем дети, воспитывавшиеся до детского сада в семье.
Рекомендуется отдавать в садик ребенка уже «говорящего», что после садика необходимо с ребенком обсуждать то, что с ним происходило в группе. Интересуйтесь в первую очередь успехами ребенка, его новыми знаниями и достижениями. Хвалите его за какие-то проявленные результаты. На занятии в садике выучили песенку и ребенок вам ее спел - прекрасно; в группе выставлены какие-то рисунки или аппликации детей - посмотрите, где работа вашего ребенка, проявите интерес к его творчеству. Не говоря уже о том, что часто дети на занятиях делают подарки родителям - что-то рисуют, лепят, клеят. И не стоит сразу на глазах ребенка, получив такой подарок, выкидывать его в мусорное ведро. Расспросите ребенка и о тех возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не обязательно «собирать компромат» на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался - стоит обратить на это внимание. Естественно, дети излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда детишки откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется дитяти ходить в садик, потому что там пропадает его избалованность и исключительность, и он делает все, чтобы мама его оттуда забрала); порой дети фантазируют - просто ради фантазии. А иногда излагают происшедшее вроде бы правильно, но, скажем, так, не совсем адекватно, вот именно «по-детски». Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно выяснить). Приходя за ребенком, присматривайтесь не только к тому, с кем и как играет ваш ребенок, но и как общается с детьми педагог. Можете несколько раз прийти за ребенком «в неурочное время» - и если порой из-за двери слышен крик педагога, причем не раз и не два, и к тому же это подкрепляется неоднократными обоснованными жалобами ребенка - делайте выводы!

Как одевать ребенка в садик?
Прежде всего, так, чтобы ребенок в группе чувствовал себя раскованно и свободно. Одежда вовсе не обязательно должна быть модная, новая и дорогая. Более того - вы же сами дома не ходите в рабочем костюме, а для ребенка садик - на целый день, как дом, поэтому ему тоже в строгом костюмчике или в платьице, которое страшно помять, будет неуютно. Потом, ребенок должен легко сам одевать и снимать одежду, а, главное, она всегда должна быть чистой и аккуратной! Именно от этого, а не от дороговизны и моды, зависит отношение к вашему ребенку. Пусть он будет одет в тренировочный костюмчик, но в чистенький и нерваный. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице... Увы, мамам приходится стирать чуть ли не каждый день. Но, поверьте, дело стоит того (разумеется, лучше иметь несколько комплектов одежды на смену).

C приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Уже за несколько недель до этого родители должны тщательно продумать, как лучше подготовить малыша к новому для него окружению.

Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения: самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.

Прежде чем отдать ребенка под опеку воспитательниц яслей, необходимо провести соответствующую подготовку. В любом случае полезно, если родители заранее установят контакты с детским учреждением, познакомятся с воспитателями сами и познакомят с ними ребенка, получат информацию о требованиях, предъявляемых к ребенку и родителям. Теперь предстоит привести дневной режим в доме в соответствие с режимом в яслях.

Хорошо зарекомендовала себя и такая практика: ребенок еще до официального прихода в ясли проводит несколько часов в своей будущей группе под наблюдением воспитателей, чтобы приглядеться к новому окружению.

Как показывают исследования, такой постепенный приход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций (постепенная адаптация) и облегчает привыкание к новым условиям. Хороший контакт родителей с воспитателями с самого начала будет способствовать быстрому установлению добрых отношений между ними и ребенком. А, учитывая индивидуальные особенности ребенка, воспитатели смогут быстро найти и индивидуальный подход к нему.

Важно ребенку дать понимание и уверенность в том, что мама его не бросит и обязательно вернется за ним. Оставьте в шкафчике ребенка его любимую игрушку переночевать. Давайте с собой игрушки из дома - чтобы показать и поиграть с ребятишками.

Отводя ребенка в ясли, родители должны каждый раз нежно и спокойно прощаться с ним, а передав его воспитателю, немедленно уходить. Важно, чтобы этот процесс был абсолютно естествен и так же естественно воспринимался ребенком. Необходимо живо интересоваться делами в ясельной группе и в тесном контакте с сотрудниками детского учреждения помогать организации воспитательного процесса в нем.

Режим дня ясельного ребенка в выходные дни (за исключением времени пробуждения) не должен отличаться от привычного ритма, так как маленький ребенок плохо переносит изменения заведенного порядка. Следствием таких изменений могут быть нарушения сна, трудности при засыпании вечером и после обеда. Нарушения сна могут приобрести устойчивый характер, а дефицит сна приведет к нервозности, беспокойству, повышенной возбудимости, что в итоге повредит развитию ребенка. Если до поступления малыша в ясли родители уделяли его воспитанию достаточное внимание и тщательно подготовили его к пребыванию в детском учреждении, то он успешно адаптируется к новым условиям.

"ТОП-Малыш" №7-8, 2008

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 3 до 7 лет" и "Детская психология" или в теме "К детскому саду готов!"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама