Интересное

Проблемы "пернатых

Проблемы "пернатых

26 февраля 2016

С детства мы знаем, что людей, живущих в разных биоритмах, называют совами или жаворонками. Что в основе этого деления: природа или воспитание? Стоит ли бороться с «неудобным» ритмом или разумнее подстроиться под него?

Несмотря на общепринятое разделение людей на рано и поздно встающих, наука до сих пор не имеет единого мнения по этому вопросу. Сторонники биологической теории утверждают, что все живые существа обладают биоритмами, и синдром большей активности в утренние или вечерние часы – индивидуальный врожденный биоритм, передающийся по наследству! (В Англии был даже найден определенный ген, отвечающий за принадлежность к тому или иному типу.) Противники этой теории, приводя данные исследований и экспериментов, утверждают, что сов «от природы» не существует. Изначально организм человека настроен на жаворонковый ритм, к нему приспособлены основные физиологические функции. А режим совы – воспитание или необходимость, диктуемая, например, ночным образом жизни. Если вы регулярно приучаете себя или ребенка поздно ложиться и вставать, через какое-то время жаворонок привыкает и превращается в сову. Но для организма такое изменение грозит разладом. Он вынужден функционировать в неестественных условиях и, соответственно, работать в таком же неестественном для себя режиме: например, для поддержания ночной активности (вместо сна) гормона адреналина вырабатывается в полтора раза больше, чем нужно. Некоторые медики считают, что совы на самом деле – это люди, страдающие нарушениями нервной системы и, соответственно, имеющие ослабленный иммунитет. Так это или нет, судить пока не нам, но исследования показывают, что совы тяжелее переносят болезни и чаще становятся хрониками, хотя простужаются они реже, чем жаворонки.

Еще один аргумент, который приводят ученые, отрицая природную расположенность к определенному биоритму, – это то, что древние люди, жившие естественной жизнью, спали в любое время, как только испытывали потребность отдохнуть, среди них не было сов или жаворонков. Переход к ритмоделению произошел с появлением социума, создавшего для своих нужд искусственный ритм, чуждый природе. Что же происходит с нашими ритмами сегодня? Сомнологи утверждают, что биологические часы есть, но они формируются в раннем детстве и если и поддаются изменениям, то незначительным.

Биоритмы и общество: как совместить?
Скорее всего, вы знаете, к какому из типов принадлежит ваш малыш. Впрочем, нелишне еще раз поразмыслить над этим и понаблюдать за ребенком. Действительно ли он живет по своему режиму или вынужден подстраиваться под ритм родителей? Например, вы и ваш муж – совы, ребенок тоже волей-неволей встает поздно, да и ложится не рано. Правда, уже в 12 дня начинает клевать носом, да и вечером не очень активен. Быть может, он все-таки жаворонок? Определились? А теперь подумайте, соответствует ли график жизни вашего ребенка его ритму. Самое узнаваемое несоответствие: совы и школьно-садовский режим. Или дети-жаворонки и работающие родители: пообщаться всем членам семьи можно только вечером, а детишкам пора в постель. Но, если последнее еще можно как-то изменить, жаворонковый ритм социума – вряд ли. В любом случае задача родителей – не пытаться ломать ритм ребенка, насильно втискивая его в заданные рамки. Любое насилие, как известно, ни к чему хорошему не приводит, и насильственная смена ритма может привести к нарушению работы ЦНС или всего организма. Лучше ориентироваться не на процесс, а на результат.

И вам вполне по силам скоординировать задачи своего ребенка (быть успешным в школе, ходить в детский сад, не болеть, посещать секции, рано вставать) и его ритм так, чтобы он рос у вас здоровым и счастливым.

Особенности режима
Сон. Кем бы ни был ваш ребенок, помните, что до пяти–шести лет (а лучше до восьми) дневной сон просто необходим. Не отдохнувший днем малыш и вечером укладывается хуже (а для сов это особенно болезненно). Просто нужно согласовать время сна с ритмом и помнить: в раннем детстве еще есть возможность сформировать или скорректировать биоритм, максимально подвинув его к общественному, жаворонковому.

Совы, вынужденные рано вставать, испытывают сложности в связи с ранним подъемом и хроническим недосыпом – ведь они поздно ложатся еще и потому, что всю умственную деятельность им легче осуществлять ночью, а днем «в голове пусто». Не пытайтесь укладывать сову раньше – все равно промается в постели до своего часа. Пусть ляжет, когда захочет, а вот днем в свои «мертвые» часы (так называемый отрицательный период физического цикла) пусть поспит то время, которое недобрал накануне. А уроки сделает вечером, на пике своей активности – кстати, сделает гораздо быстрее, чем днем. Труднее с детсадовцами – им досыпать не приходится, а ложиться поздно никак нельзя. Ваша задача – если потребуется, постепенно приучать малыша к другому режиму.

Школьникам-жаворонкам, особенно начинающим, приходится очень нелегко – нагрузки увеличиваются, и в вечернее «мертвое» время они вынуждены делать уроки. Лучшая помощь и лекарство от перегрузок – дневной, хотя бы получасовой сон. Еще вы можете помочь своему трудяге, подкармливая его цитрусовыми (они улучшают работу мозга), а в моменты усталости массируя биологически активную точку на тыльной поверхности кисти, между большим и указательным пальцами – это придает сил.

Кормление. Желание детей потреблять пищу также подчиняется биоритмам. У жаворонков аппетит выше в первой половине дня, у сов – во второй. Отнеситесь к этим особенностям с пониманием: не запихивайте в сову завтрак, но и не отнимайте у нее третью добавку за ужином. Если вы беспокоитесь о здоровье, перейдите на дробное питание: небольшими порциями – четыре-пять раз в день – пища будет усваиваться намного лучше. Совам обязательно нужно поужинать, пусть и поздно. С утра не забудьте про витамины, особенно А, С и группы В, а вечером помните о магнии и кальции для укрепления нервной системы. Белковую пищу лучше употреблять во второй половине дня, с утра подойдут соки, фрукты и все кисломолочное. Во время ночной активности не стоит забывать о глюкозе и углеводах.

Жаворонки, в отличие от сов, в состоянии легко переварить белковый завтрак, например, омлет, а ужин пусть содержит углеводы (каши, овощные блюда).

Обучение. Лучше всего мы работаем на пиках своей активности: совы – вечером, жаворонки – днем. Поэтому всю работу или учебу, требующую творчества и умственных усилий (изучение нового, решение задач, написание сочинений), нужно отложить на время пика, а в периоды спада можно заниматься «рутинной» ее частью (чертить таблицы, переписывать лекции, повторять пройденное, делать рисунки).

Существуют и «тихие часы» – время, когда мозговая активность минимальна: время сиесты (после обеда) и с 23 до 4 утра для жаворонков и с 2 до 5 ночи у сов.

Занятия. У жаворонков все дела, требующие активности (развивающие занятия, спорт и т. д.), должны приходиться на первую половину дня. Любые вечерние нагрузки (в т. ч. походы в гости, развлечения) должны быть минимальными, чтобы не сбить работу организма. Жаворонки тяжелее всех переносят переводы часов, для них этот переход нужно постараться несколько растянуть. Совы могут делать уроки, посещать гостей и театры вечерами.

Мягкая перестройка Если ваш малыш – сова, вам все равно придется приучать его к ранним подъемам, когда он начнет посещать детский садик или школу. Как же максимально комфортно и без вреда для здоровья перевести биологические часы?

Начинать изменения лучше всего летом: осенью и ранней весной происходит сезонная перестройка организма, а зимой основная задача – не подрывать иммунитет дополнительными стрессами.

Утро. Чтобы легко подниматься утром, нужен стимул. Куда легче встать, если тебя ждет сюрприз под подушкой, неизведанный маршрут до садика или продолжение сказки. Не забудьте о бодрящих процедурах: зарядке (существуют специальные комплексы для просыпания), душе, большом количестве света, музыке (вместо противных трелей механического будильника) – при кажущейся банальности они являются эффективнейшим средством стать жаворонком (при регулярном проведении, конечно).

День. Зачастую наши дети долго не засыпают только потому, что им недостает нагрузки в течение дня. Компьютер, мультики, электромобили вместо велосипедов – технический прогресс, увы, не способствует здоровому образу жизни. Достаточная физическая и интеллектуальная нагрузка (обязательно в интересной для ребенка форме), активные прогулки (в идеале – два раза в день) – основа режима и хорошего здоровья вашего малыша. Да и засыпать он будет гораздо легче!

Вечер. Ребенок должен настраиваться на сон. Этому помогут выключенный телевизор (совсем маленьким не нужны даже «Спокойной ночи, малыши» – телевизор сильно возбуждает неокрепшую нервную систему).

Лучше поиграйте с малышом в спокойные игры (переливание воды, пересыпание крупы, пальчиковые игры), порисуйте, почитайте. Помогите расслабиться: сделайте легкий массаж, предложите попить молока с медом.

Кровать должна ассоциироваться у ребенка только со сном, поэтому на ней не стоит играть в течение дня. Вовремя уложить ребенка в постель помогают ритуалы подготовки ко сну: они как маячки, настраивающие сознание на сон. Ужин – сказка – душ – пижама – самый простой ритуал, а вы можете придумать собственный. Если ритуал не изменяется и повторяется каждый день, с течением времени он будет усыплять ребенка лучше любой сказки. Можно и покачать – доказано, что монотонные движения помогают установлению регулярных биоритмов у детей. Ложиться и вставать нужно в одно и то же время суток. Очень важно сохранять режим, потому что сбой ритма – это стресс для организма.

Даже если индивидуальный и социальный режимы ребенка не совпадают, родителям вполне по силам вырастить своего малыша здоровым и умным!

Птицы разные нужны - и важны!
Совы. К ним относятся около 30 процентов людей. Совы поздно ложатся и поздно встают. Аппетит повышается к ужину, а завтрак обычно вдохновения не вызывает. Ученые говорят, что совы, более чем жаворонки, предрасположены к нарушениям ЦНС: депрессии, бессоннице, неврозам. А ночная активность вместо сна, компенсируемая повышенным выбросом в кровь адреналина и норадреналина, повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Зато совы – существа «правополушарные», то есть люди с мышлением образным, среди них много творцов (музыкантов, писателей и т. д.) Кроме того, по результатам тестов бельгийских ученых, у взрослых сов память и мышление оказывается лучше, чем у других «птиц».

Жаворонки. Это ранние пташки: встают чуть ли не с рассветом, уже с утра обладают отменным аппетитом, а вечером легко засыпают в «положенное» время. Их в два раза меньше, чем сов, но именно на них почему-то ориентирован весь общественный график. Жаворонки легче всех адаптируются к режиму детского сада. По результатам исследований, среди этой группы больше людей с аналитическим складом ума – так называемых «левополушарных» (при восприятии и обработке информации у них доминирует левое полушарие).

Голуби. К этому так называемому недифференцируемому типу относится большинство людей. Эти счастливчики, активны целый день, по мере надобности могут подстраиваться под любой режим, а времени для сна им нужно меньше, чем явным совам и жаворонкам.

Татьяна Поляк,
психолог

"Мой Кроха и Я" Спецвыпуск "Здоровье" 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 3 до 7 лет"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама