Психология

Компьютерные игры

Компьютерные игры

23 февраля 2016

Детских компьютерных игр сейчас море. Как ориентироваться, отправляясь в плавание по нему, – горячий вопрос для родителей.

Многие мамы и папы спокойно относятся к тому, что у их двухлетнего отпрыска есть своя, и не маленькая, коллекция дисков, и он с упоением играет у монитора. А доктора, между прочим, утверждают, что до пяти лет ребенка вообще нельзя подпускать к компьютеру – вредно для здоровья. Но, кажется, компромисс найден. Недавние исследования доказали, что нижняя возрастная планка для маленьких геймеров – три года – вполне допустима. Ведь ребенок смотрит «мультики», кассеты, поэтому если он будет по 10–15 минут дважды в неделю играть, можно не беспокоиться. Именно время – определяющий фактор безопасности. Кстати, с пяти до семи лет время игры можно увеличить до 20 минут, а с восьми – уже до получаса. А в какие игры будем играть?

Для маленьких «чайников»
Чтобы получать истинное удовольствие от игры, нужно по-свойски обращаться с мышкой и клавиатурой, поэтому первые виртуальные игры ребенка чрезвычайно просты: он быстро запоминает, на какую клавишу нажать и где щелкнуть курсором, чтобы добиться нужного действия на дисплее. Кстати, это отличный тренинг для зрительно-моторной координации. Играя вместе с забавными зверушками или знакомыми героями сказок и «мультиков», ребенок учится раскрашивать, рисовать, запоминает цвета, получает первые представления о форме, объеме и т. п. Игры развивают смекалку, воображение, заставляют быстро принимать решения. Программы построены по принципу «поработал – отдохнул»: задачки перемежаются играми, фрагментами «мультиков», песенками, стихами, есть игры с физкультпаузами (занятия проводит забавный герой), караоке, флеш-песенками. Специалисты советуют обратить внимание и на такой момент: оснащена ли программа встроенным таймером – это дает возможность мамам и папам контролировать время игры, а ребенок без бурных протестов готов смириться с тем, что его железный друг «устал» и хочет «отдохнуть». Существуют «автономные» игры и «сериалы». Например, первые диски коллекций «Несерьезные уроки» или «Развивайка» рассчитаны на детей от двух до четырех лет. Это «раскраски», уроки рисования, логические задачки. Играя, малыш запоминает названия животных, предметов и т. д. А дальше игры, входящие в серии, «растут» вместе с ребенком: усложняются задания, увеличивается объем информации, дети знакомятся с основными понятиями цвета, формы и объема, узнают много нового об окружающем мире. Виртуальные сериалы хороши тем, что, встречаясь с уже знакомыми персонажами, ребенок, не напрягаясь, входит в игровую среду, он более сосредочен, быстрее воспринимает информацию и выполняет задания.

Обучение как развлечение
С пяти-шести лет ребенку подойдут игры, развивающие навыки, необходимые в школе: сложение, вычитание, чтение, распознавание музыкальных звуков, а также тренирующие память, быстроту реакции и внимание («Маленькие драконы», сериалы «Несерьезные уроки», «Лего» и др.). В основе игр лежит принцип положительных стимулов: сделав что-то не так, маленький геймер получит объяснения и помощь от веселых героев игры, чтобы в следующий раз ему было легче принять правильное решение. Ребенок может выбирать задания разных уровней сложности, что приучает его к самостоятельности. Детям, которые активно играют, намного легче адаптироваться в школе, считают многие педагоги, так как они более уверены в себе и собраны, умеют сопоставлять, анализировать, думать.

Do you speak english?
Среди обучающих есть особая группа игр, с помощью которых малыш начинает учить языки: английский, немецкий, французский. Уроки иностранного ведут герои любимых мультиков и сказок, например Мышка Миа, забавный пес Клиффорд и др. Вместе с ними малыш попадает в захватывающие пере-делки, решает веселые задачки, на лету схватывает отдельные слова и целые фразы, запоминает буквы. А детям, у которых уже есть начальные знания, можно купить более сложные игры, в которых ребенок погружается в языковую среду, осваивает азы грамматики. Важный момент: такие игры часто озвучиваются носителями языка, поэтому малыш изначально настраивается на правильное произношение, интонации. А динамичная фабула игры, захватывая ребенка, вызывает у него активный интерес к языку, что в будущем облегчает процесс обучения.

Шутеры в сторону!
Многие дети в семь-восемь лет играют на компьютере не хуже мамы с папой. Например, в «шутеры» (где можно серьезно пострелять) или «экшн» (а-ля боевики) и прочие взрослые жанровые игры. Ничего хорошего в этом нет – нешуточные страсти, которые ребенок переживает у монитора, со временем могут привести к так называемой компьютерной зависимости: игра затягивает как наркотик, и родителям порой приходится обращаться за помощью к психологам. Конечно, детям нужны игры с острым сюжетом, захватывающими приключениями – непоседе они помогают выпустить пар, а ребенку, у которого есть проблемы с быстротой реакции, концентрируют внимание. Но игры должны соответствовать возрасту. Ученые Института человека РАН, изучавшие влияние компьютерных игр на психику детей, пришли к выводу, что мозг семилетнего ребенка еще не настроен на защиту от виртуальной агрессии и жестокости, поэтому взрослые игры могут нанести ему серьезные эмоциональные и психические травмы. Специалисты советуют подбирать детям игры с элементами жанра «квест» (от английского – поиск) или «аркады» (приключения). Для старших это могут быть серии о тролле Кузе или «Кибер-шпионы» с веселыми приключениями и хитроумными состязаниями, развивающие находчивость и сообразательность, диски по мотивам замечательных диснеевских фильмов: «В поисках Немо», «Король-лев. Гордость Симбы», а для малышей – «Дональд Дак. Утиные истории», «Тигра и Винни-Пух» и другие. 

Ольга Андреева

"Мой Кроха и Я" №10 2005

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Другая реальность" и "Детская психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама