Психология

Зовите Карлсона

Зовите Карлсона

24 февраля 2016

О «сказочных» приемах, помогающих справиться с трудностями в жизни ребенка, мы говорим с Марией Баулиной, доцентом кафедры клинической психологии Российского государственного медицинского университета.

Когда лечат сказками?
Оказывается, очень многим детям родители не читают сказки. А жаль. В сказках дети находят себя. Сказка вселяет надежду, заставляет фантазировать и мечтать. Чем дольше ребенок верит в волшебников, в Деда Мороза, в то, что Бабу-Ягу или Змея Горыныча можно победить, тем ярче, радостнее и оптимистичнее будет его жизнь. Возраст от четырех до девяти лет – оптимальный для лечения сказками. До четырех лет еще не до конца сформирован образ «Я», поэтому эмоции мало дифференцированы – они либо положительные, либо отрицательные. Ребенок практически не осознает их, к тому же еще не сформирована ролевая игра, она носит манипулятивный характер – малыш просто что-то делает с предметами, но не вживается в роль. А вот дети старше девяти лет теряют игровые интересы, поэтому и лечить их надо по-другому – не сказками.

Отождествление с героем
В любой сказке есть сюжет, четкая последовательность событий, главные и второстепенные герои. Сказка, как и любое другое произведение, влияет на человека через механизм идентификации. Ребенок отождествляет себя с одним из героев (как правило, с главным и положительным), поэтому все его переживания, размышления пропускает через себя, сочувствует ему, испытывает такие же эмоции, как если бы все происходило с ним. Если ребенок не может отождествить себя с каким-либо героем, то к этой сказке он не испытывает интереса. Например, «Репка» интересна только для маленьких – просто как некое внешне захватывающее действо. Но уже после нескольких прочтений эта сказка не вызывает никаких эмоций. Ведь трудно отождествить себя с репкой, внучкой или Жучкой – их переживания в сказке не отражены.

А вот «Красную Шапочку» или «Буратино» дети заставляют родителей перечитывать и действительно их любят. В сказке четко определены роли действующих лиц. Причем это не просто сказочные роли. С каждой из них можно провести параллель в жизни. Волк или Карабас Барабас – это злодеи, несущие в себе угрозу. Соответственно, поняв цели и намерения Карабаса Барабаса, ребенок сможет понять чувства и образ мыслей того, кого он боится, например «бандитов», «плохих дядек». Отождествляя себя с Буратино, малыш ощущает и собственную смелость, уверенность в себе и способность дать отпор даже очень страшному «дядьке».

Для активных детей
Такие сказки, как «Колобок» и «Теремок» слишком просты для того, чтобы решить эмоциональную проблему. Их психологический смысл и польза для ребенка – подготовить малыша к восприятию более сложных произведений. Ребенок учится последовательному восприятию событий. Это как бы подготовка его памяти и внимания. Недаром во всех таких сказках содержится большое количество повторов: повторяется какая-то фраза («как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по заулочкам»), одно и то же событие – с разными героями. Но такие сказки могут оказаться полезными для детей постарше (четырех–шести лет), у которых наблюдается гиперактивность, неустойчивость внимания, их действия нецеленаправленны, импульсивны. Данные проявления у ребенка при чтении таких сказок могут значительно уменьшиться: игры и бытовая деятельность станут более упорядоченными.

А для того чтобы проработать эмоциональные проблемы, нужны более сложные сказки. Подойдут сказки о Буратино, Чиполлино, Карлсоне, русские народные сказки с Бабой-Ягой и Змеем Горынычем. Недостаточно просто читать ребенку, он должен попробовать себя в разных ролях. «Побывав» на месте Бабы-Яги, он будет меньше бояться, она станет более понятной. Можно рисовать героев, описывать словами, комментировать все происходящее в сказке.

Страх прогонит Питер Пэн
В сказках поднимаются разные темы – чувство неполноценности, страха и тревоги, агрессия, лидерство и подчинение, жадность, трудности в общении. Если ребенок боится темноты, прекрасно подойдет сказка про Питера Пэна. Ребенок увидит, что ночь – это не таинственное время суток, когда ты закрываешь глаза, а вокруг неизвестно что происходит. Это красивое, романтичное время: светлячки горят, луна светит, сказочные мальчики играют и не боятся, и т.д. Можно придумывать сказки под конкретную проблему – «Про Петю и злую воспитательницу», «Про Машу и ее вредную подружку». Это могут делать как психолог, так и родители. Просто важно, чтобы родители исходили не из соображений морали, нравственности и каких-то высоких ценностей, а из того, какие эмоции испытывает ребенок.

***

Кто может взять на себя роль врача-сказочника – родители или психологи? Это зависит от глубины проблемы. Если это какие-то конфликты с друзьями, родителями, воспитателями, можно «проиграть» ситуацию и самим. А если ребенок проявляет жестокость (например к животным), у него невроз, ночной энурез, он очень замкнут, есть какие-то навязчивые желания, очень сильные страхи – в этом случае, конечно, нужно обязательно обратиться к психологу

Записала Олеся Волкова

"Мой Кроха и Я" №10 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Детская психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама