Психология

Посланцы будущего

Посланцы будущего

24 февраля 2016

Наверняка вам приходилось слышать, как представители старшего поколения, глядя на внуков, растерянно констатировали: «Раньше дети были совсем другими. А эти с пеленок все знают!»

Племя молодое - незнакомое
Современные дети очень отличаются от детей предыдущих поколений: старые методы воспитания на них не действуют, взрослым приходится искать новые подходы. Дети нового поколения весьма свободолюбивы, активны и во многих вещах превосходят своих родителей. «Сломать» их и заставить подчиниться – невозможно: они уйдут в себя и не будут больше доверять взрослым. И это не «обывательское» наблюдение – об этом говорят специалисты в разных областях педагогики, психологии, социологии и даже представители разных духовных и эзотерических направлений. Дети, которые в два-три года учатся читать и считать, талантливо рисуют и лепят, поют, играют на музыкальных инструментах, а в пять – учат взрослых жить, уже никого не удивляют (пожалуй, за исключением своих растерянных родителей). Причем повышение уровня IQ, характерное для детей, родившихся в последние годы, – не главная отличительная черта, важнее то, что «новое поколение» не переносит несвободы и знает, чего хочет, это высокоразвитые существа, которым, как утверждают, «предстоит спасти мир».

Вот они какие
Впервые на этот феномен обратила внимание экстрасенс Нэнси Тэпп, которая утверждала, что аура каждого человека имеет определенный цвет, причем цвет этот указывает на тип личности человека и на его предназначение в мире (цветовая классификация – одна из возможных метафизических классификаций людей). Определенному типу человека соответствует определенный цвет, который ощущается интуитивно. Нэнси Тэпп отметила, что в конце 70-х годов стали рождаться дети, в ауре которых преобладал темно-синий оттенок – цвет индиго. И эти дети разительно отличались от предыдущих представителей молодого поколения.Какие черты характера отличают «ребенка индиго»? Он рано осознает себя как личность и начинает говорить о себе в первом лице гораздо раньше трех лет (не «Маша / Петя хочет», а «я хочу»), четко знает, чего хочет. Но он же требует повышенного внимания окружающих – с пеленок. Малыш обладает повышенной эмоциональностью и чувством справедливости – в его поведении всегда заметно чувство собственного достоинства. Такой ребенок имеет высокий уровень самооценки и целостность характера, буквально с рождения проявляет самостоятельность – хочет лишь, чтобы его немного направили, не ущемляя свободы выбора. Он не в состоянии сидеть на месте спокойно, если только не увлечен делом, представляющим для него личный интерес, сознательно отказывается от зубрежки и пассивного обучения, предпочитая получать информацию опытным путем, причем может впитывать знания буквально, как губка. С ним непросто – он постоянно нарушает правила, восстает против авторитетов, так как знает более рациональные способы решения каких-то проблем. Он раздражается, когда ему навязывают модель поведения и организационные условия, которые не способствуют или препятствуют предпочитаемому им творческому подходу в решении любых задач. В традиционных детском саду и школе такого ребенка считают труднообучаемым или гиперактивным. Любая форма навязываемой власти становится для него настоящей проблемой – абсолютных авторитетов для него просто не существует. Зато в сфере общения он невероятно изобретателен. С помощью своей интуиции прекрасно распознает скрытые мотивы и намерения других людей. Не позволяет манипулировать собой. Общаться он предпочитает с такими же «индиго» или с теми, кто намного старше (а поэтому обладает сходным уровнем сознания). Если рядом таких людей нет, он замыкается в себе, чувствуя, что его не понимают (и поэтому может показаться аутичным).Его невозможно «приструнить» попытками внушить чувство вины, угрозами или неодобрением. Он к каждому находит свой подход, например, с мамой капризничает, а с бабушкой ведет себя тихо и мирно.Ему свойствен беспрерывный поиск, он, как Фауст, желает «силой собственной мысли проникнуть в истину мира». Часто он обладает даром целительства, о котором, возможно, не подозревает, а также способен поддержать взрослого в трудную минуту.

Типология "Детей индиго"
Существует четыре их типа, описание каждого из которых можно уложить в рамки определенной жизненной программы.

Маленький гуманист всегда готов прийти на помощь слабому и обиженному, любой человек может рассчитывать на его помощь и сострадание. Такой ребенок гиперактивен, чрезвычайно общителен, разговаривает со всеми и в любое время очень дружелюбно. Он имеет четко сформированные мнения, но выглядит неловким (это касается лишь владения телом). Часто он одновременно играет со многими игрушками. В будущем он, возможно, станет врачом, педагогом, просветителем.

Ориентированный на идеи – ему более важны проекты, чем люди. Он – будущий инженер, архитектор, дизайнер, астронавт, пилот или офицер. Такой ребенок может быть очень ловким и спортивным. Он часто пытается манипулировать другими (не нужно позволять ему это делать!) и склонен к разного рода зависимостям и пагубным привычкам – родителям особенно важно построить доверительные отношения с детьми, имеющими такой тип характера.

Творческий тип – маленький художник или художница – ребенок очень эмоциональный и впечатлительный. Это будущий творец, возможно, учитель, актер, человек искусства завтрашнего дня. Чем бы он ни занимался, он будет концентрироваться на творческой стороне дела. В возрасте четырех-десяти лет в поисках себя он может хвататься за разные виды искусства, но в юношеском возрасте выберет один вид деятельности и станет виртуозом в этой области.

Многомерный тип психологически взрослее (и физически крупнее) всех остальных типов. Уже в возрасте одного-двух лет взрослые ничего не могут ему сказать или доказать. Он парирует все попытки руководить (и возражения), нанося ответный удар: «Я знаю это! Я могу это один! Оставь меня! Я сам!» Это тип, который приносит в мир новые философии и новые религии. Такой ребенок может быть особенно трудным в общении, так как вписывается в социум и приспосабливается к окружающим еще меньше, чем другие три типа.

Особенности воспитания
В первую очередь, нужно относиться к «ребенку индиго» с уважением, как к равноправной личности, не говорить о нем в третьем лице в его присутствии и, главное, не пренебрегать его желаниями и мнением. Предоставить маленькому человеку возможность решать (хотя бы в мелочах), не так уж сложно: самостоятельный выбор еды, одежды, занятий поможет ему чувствовать себя свободнее.

Любая нечестность и несправедливость с вашей стороны не пройдут незамеченными, заставят его отдалиться. Отсюда следующее правило: всегда будьте честными с «ребенком индиго», даже если он еще очень маленький – он очень чуток ко лжи и фальши. Поговорив с ним как со взрослым, можно добиться лучшего результата, чем пытаясь скрыть правду.

Этот ребенок не хочет действовать по приказу, он ожидает, что с ним все обсудят. Постарайтесь побольше разговаривать с таким ребенком, вместе размышлять и принимать решения. Общайтесь с ним, как с равным. Помогайте, если он просит совета. Разъясняйте возможные последствия его поступков и предоставляйте свободный выбор. Как правило, при уважительном отношении взрослых, ребенок совершает мало промахов, «глупостей», а если и делает что-то не по правилам, то для эксперимента – чтобы проверить, действительно ли последствия будут такими, как вы его предупреждали.

Единственная возможность заставить необычного малыша что-то делать – пробудить у него интерес к тому, что вы предлагаете. Он скучает, если все происходит по скучной схеме и не требует творческого мышления. Подбрасывайте ему ситуации для поиска творческого решения, просите о помощи – он всегда с энтузиазмом откликнется. Если вы хотите сделать ему замечание, делайте это наедине, чтобы не уязвлять его самолюбия, а потом вместе обсудите его поступок, вызвавший необходимость внушения, и убедитесь, что он правильно вас понял. Формулируйте свои распоряжения как просьбы о помощи, например, так: «Нужна твоя помощь: пожалуйста, убери игрушки с дороги». Сделайте его своим партнером и помощником, а не подчиненным. Учите думать и видеть главное. Верьте в его силы и возможности, и он охотно будет с вами сотрудничать.

В школе и дома
Выбирая школу или детский сад для ребенка, задумайтесь, как он будет себя там чувствовать. Помните, что ваше дитя – индивидуум сверхчувствительный и весьма энергичный. Ему подойдет методика, основанная на принципах воспитания свободной личности (например, вальдорфская или Монтессори). Популярный в воспитательных «учреждениях» авторитарный подход – не для него, а места, где за самостоятельность ставят в угол, стыдят, повышают голос, называют по фамилии, просто противопоказаны.

При домашнем общении постоянно поддерживайте с ребенком телесный контакт. Не бойтесь «избаловать» или «приучить к рукам» своего малыша: носите на руках, прижимайте к себе, согревайте своим теплом, делайте массаж. Продолжайте «контакты» и с взрослеющим ребенком, не обязательно постоянно обниматься – можно просто прикоснуться к руке, погладить по голове, обнять за плечи, шутливо потолкаться. Полезны и ежедневные «ритуалы»: чтение книги на ночь или танцы перед завтраком...

Можно верить или не верить в существование особенных детей и смелую теорию американки, но использование перечисленных выше принципов воспитания в любом случае сослужит родителям добрую службу. Помните, что ваш ребенок – особенный, очень чувствительный, он нуждается в вашей заботе и теплоте. И знайте, что в будущем у вас обязательно будет повод им гордиться!

Считается, что среди детей младше десяти лет «индиго» уже около 90%, а скоро все новорожденные будут такими.
1. Феномен связывают с общим процессом изменений мозговых структур человека, зафиксированным в работах последних лет. Благодаря Нэнси Тэпп педагоги, психотерапевты и родители, которым невероятно трудно воспитывать новый тип личности, смогли по-новому взглянуть на его особенности.
2. Взрослые стали изучать глубинные причины, которые, возможно, стоят за бросающимся в глаза поведением «новых» детей.
3. Что заставляет их бунтовать? Отнюдь не дурной характер... Они очень чувствительны к происходящему вокруг: любая несправедливость приводит либо к молчаливому протесту, либо к вспышке разрушительной ярости.

Наталья Кулакова
психолингвист, кандидат филологических наук

При подготовке материала были использованы книги: Ли Кэрролл и Джен Тоубер «Дети Индиго», Зигфрид Войтинас «Кто они, дети Индиго?», Нэнси Энн Тэпп «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь» и др.

"Мой Кроха и Я" №1 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в теме "Дети индиго, правда или вымысел?" или в разделе "Детская психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама