Воспитание

Мама сдавала в багаж...

Мама сдавала в багаж...

24 февраля 2016

Самостоятельная жизнь наших детей, которых мы склонны считать маленькими, начнется очень скоро. И от нас зависит, войдут ли они в мир взрослых на равных или будут чувствовать себя неумехами.

Родителям кажется, что дети готовы к самостоятельности. Мы знаем, что они сумеют приготовить пусть несложные, но вкусные и полезные блюда... Уверены, что они овладели навыками гигиены и приучены к порядку... Рассчитываем, что они смогут мудро распорядиться заработанными средствами… Мы надеемся, что они справятся с трудностями. Оправданны ли наши надежды?

Собираем «чемодан»
Пока есть время, действуйте! Малыш уже научился, например, застилать постель и убирать игрушки, хорошо владеет приемами личной гигиены (умеет умываться, чистить зубы, причесываться). Все то, что нужно делать каждый день, он делает самостоятельно, без напоминаний и хорошо.

Пришел момент продолжить обучение. Ребенок должен не только помогать по дому (выносить мусор, иногда ходить в магазин или мыть посуду) – пора овладевать прочими жизненными навыками. И родной дом – самая лучшая школа для этого.

К тому времени, когда ваше дитя достигнет восемнадцатилетия, вы потратите на его обучение и воспитание огромное количество часов, дней, лет. От того, как вы используете это драгоценное время, зависит состав «багажа», с которым ребенок отправится в большой мир. Задача родителей – по возможности, заполнить «чемодан» до предела. Иногда беспечные взрослые пускают дело на самотек, безосновательно надеясь, что все будет хорошо. Почему-то они уверены, что их чаду никогда не придется возиться на кухне или пришивать пуговицы и пр. Вспомните парадоксальное выражение – «бедные дети богатых родителей». «Бедные» они по разным причинам, но в том числе и из-за неумения делать что-либо руками. Это особенно ярко проявляется, когда ребенок оказывается вне дома. В некоторых семьях в воспитании детей участвуют няни и бабушки. Если их попросить, они смогут научить ребенка многим полезным в жизни вещам. В качестве «педагогов» могут выступать старшие дети и взрослые, которых ребенок уважает (подруга мамы, соседка по даче, дядя и т.д.). Действуя целенаправленно, вы можете оказать большое влияние на развитие ребенка, даже если для достижения цели вам придется обратиться за помощью. Ваша подруга научит вашу дочь вышивать; соседка по даче – ухаживать за цветами, ваш брат – покажет племяннику, как мыть и полировать машину или копать грядки… Можно ли доверить это важное дело случаю? Конечно, нет. Использовуйте время взросления детей продуктивно. Вы имеете полное право решать, какие цели ставить перед ребенком, но не забывайте устанавливать рамки, в которых он может безопасно действовать, развивая жизненные навыки. Возраст обучаемого не имеет особого значения: начать никогда не поздно (лишь методы и побудительные мотивы должны быть разными).

Чего вы хотите
Можно заранее составить список того, чему стоит научить детей, до того как они оставят родной дом (перечень можно сокращать или дополнять). Если не держать его в голове, можно забыть научить младшего ребенка тому, чему выучили старших. Или вы можете упустить возможность научить мальчика делать работу по дому, а девочке не привьете хотя бы минимум навыков по ремонту, полагая, что у каждого будет супруг, который восполнит пробелы («многогранное» обучение полезно и тому, и другой). Примерный список поможет увидеть, какими навыками малыш уже овладел, а над чем стоит поработать.

Когда вы знаете, с чего начинать, определите цели. Примите во внимание уровень зрелости ребенка, задав себе следующие вопросы: готов ли он к овладению этим навыком физически, умственно, эмоционально? Поразмыслите о временном факторе: не слишком ли занят ребенок из-за нагрузки в школе, уроков танцев или музыки. Подумайте о своей занятости: не слишком ли я связан(а) сверхурочной работой, чтобы организовать это? Составляйте планы в соответствии с обстоятельствами.

Важны перспективы
Итак, вы решили в ближайший месяц научить семилетнюю дочь накрывать на стол, вытирать пыль с мебели, пропалывать цветочные клумбы. Поскольку вы работаете, суббота – самый подходящий день для обучения. По пути домой с урока музыки вы говорите: «Маша, в последнее время ты много помогаешь мне по дому, и у тебя все получается. Я думаю, ты готова взяться за что-то новое. У меня для тебя есть три задачи на выбор: накрывать на стол к ужину (можно со свечами и цветами, чтобы все выглядело красиво); пропалывать цветочную клумбу на даче, разбив ее на небольшие участки; или, может быть, ты хочешь вытирать пыль в гостиной и полировать мебель специальным средством, которое пахнет сосновой хвоей? За что возьмешься в первую очередь?» Вы описываете все дела как можно привлекательнее, а затем предоставляете дочери окончательный выбор.

Предположим, Маша выбрала прополку. Вместе с ней с помощью веревки оградите небольшой участок клумбы. Когда дочка выполет сорняки внутри веревочного ограждения, работа этого выходного дня будет закончена. Первые две субботы можно трудиться вместе с девочкой (следя, чтобы вместе с сорняками не были выдернуты цветы). Через месяц цветники будут выглядеть прекрасно, и по субботам им нужна будет совсем легкая прополка. Чтобы работа шла веселее, иногда недолго работайте вместе с дочкой. Постоянно говорите ей, как хорошо теперь выглядит цветник, какую отличную работу она проделала. Продолжайте ставить цели. На работе вы ставите задачи на неделю или на месяц, так почему бы не делать этого дома? Когда у вас есть широкомасштабная цель привить ребенку жизненно важные навыки, вы можете поставить задачи на год или сезон, например: «Этой осенью начну учить дочь шить и вязать» (стоит привлечь и ребенка к принятию решений).

Нужна последовательность
Прежде чем перейти к новому заданию, обучаемый должен хорошо овладеть предыдущим. Последовательное выполнение элементов задания является обязательным (ребенок должен испытать естественные или логические последствия в случае невыполнения). Поэтому необходимы регулярный контроль, а иногда и помощь взрослого. Все дети разные. Кому-то, чтобы овладеть тем или иным навыком, нужно много упражняться или возвращаться к исходным позициям и начинать все заново, поэтому ребенка обязательно нужно учить упорству в достижении цели. Иногда, когда что-то не получается, ему нужен стимул – для поднятия духа пообещайте «вознаграждение». Даже если нет особой необходимости, ребенку надо создавать условия для демонстрации усвоенного навыка. Дайте ему возможности для практики: «Мне нужно закончить стирку до отъезда. Пожалуйста, приготовь бутерброды в дорогу»; «Пока я говорю с бабушкой по телефону, погладь, пожалуйста, наволочки».

Не удастся развить у ребенка высокую самооценку, если без всяких на то оснований, говорить, что он замечательный, хороший, умный, трудолюбивый, послушный и т. д. Чувство собственного достоинства приходит через приобретенные навыки: «Ты умница – помогаешь мне полоть клумбы, совсем как взрослая»; «Ты молодец, как папа, – быстро и хорошо пропылесосил ковер». Чувство успеха приходит, когда освоение навыка продвигается – пусть даже маленькими шажками – и присутствуют обязательные элементы обучения (желаемое поведение, необходимые условия, ожидаемый эффект). Пример. У вас есть стиральная машина, вам нетрудно стирать белье для всей семьи. Но вы решили научить сына самого стирать свои носки. Утром по субботам он должен будет это делать. Возможно, в первую субботу вы покажете мальчику, как сортировать грязное белье. Объясните, что белые и темные носки стирают раздельно, при разной температуре воды, используя различные порошки. В следующую субботу вместе с ребенком замочите светлые носки, затем покажите ему, как их тереть, как менять воду и полоскать. Выжимать носки и развешивать для просушки поручите сыну. Когда носки высохнут, вместе их снимите и уберите в шкаф – на место. Теперь ребенок знает весь процесс, знает, каким должны быть результат и качество работы. У него появилось обязательное для выполнения дело – стирать свои носки (пока под вашим незаметным контролем).

Дошкольник
Дети этого возраста выполняют поручения стихийно, в основном – по собственному желанию. Для них характерна установка «дай мне сделать это». Когда малыш хочет помочь, поддержите его, дайте возможность почувствовать свою полезность, даже если работа ему не по возрасту. Если малыш хочет погладить что-то, позвольте ему сделать это, заранее показав, как пользоваться утюгом. Зато, когда ребенок станет старше, он с охотой самостоятельно будет выполнять эту работу. Постепенно овладевая навыками, дошкольник должен научиться самому важному из них – послушанию. Послушание приходит как следствие выполнения достижимых просьб. Когда вы говорите, что пора убирать посуду со стола, не забудьте проследить, как ребенок делает то, о чем его попросили, даже если для этого придется отвлечься от своих дел и помочь.

Дошкольнику пяти-шести лет часто требуется родительская помощь в работе по дому и в том, чтобы следовать указаниям. Не говорите ребенку, что он что-то сделал не так либо плохо справился с поручением. Спокойно объясните, как выполнять ту или иную работу, а лучше – в первый раз делайте ее вместе. Помните, что малышам необходима щедрая похвала.

Младший школьник
Дети этого возраста – отличные помощники. Освоив навыки личной гигиены и уборки, ребенок готов к «спецобучению» хлопотам по хозяйству. В период усвоения навыков прививайте ему уверенность («я могу это сделать»), вдохновляйте на достижение цели, основываясь на прошлых успехах. Дети младшего школьного возраста, как правило, способны сделать куда больше, чем мы им позволяем. Желательно давать школьнику задания, постоянно повышая их сложность. Хотя ученик обременен всевозможными дополнительными занятиями, у него должны быть и домашние обязанности (чем старше ребенок, тем больше), иначе он может вообразить, что учебные занятия (уроки, музыка, рисование и т. д.) дают ему право ничего не делать дома.

Позвольте вашему школьнику иметь право голоса при выборе умений, которыми ему предстоит овладеть (ребенок лучше усваивает что-то, когда получает право выбора). И, разумеется, постоянно ободряйте своего юного помощника, благодарите и хвалите даже за небольшие достижения. 

Родной дом – самая важная школа, которую когда-либо посещает ребенок, ведь это – в прямом смысле слова – школа жизни.
Чему дети должны научиться в родительском доме? Выбор навыков довольно широк. Выберите из списка те, которым вы хотели бы научить своих чад в ближайшее время, – и начинайте работать над освоением.

Уход за собой (одеждой)

  • Содержать в чистоте ногти
  • Мыть (сушить) голову
  • Приводить ванную комнату в порядок после пользования.
  • Вовремя менять одежду.
  • Убирать в своем шкафу.
  • Сортировать чистое белье.
  • Развешивать одежду для сушки, мыть и чистить обувь.
  • Пришивать пуговицы.

Домашний обиход

  • Накрывать на стол и убирать со стола.
  • Различать чистящие средства, уметь ими пользоваться.
  • Вытирать пыль с мебели.
  • Мыть окна, стены и двери.
  • Протирать экран телевизора (компьютера) и зеркала.
  • Чистить раковину и кран.
  • Пользоваться пылесосом.
  • Поливать домашние цветы.
  • Менять постельное белье.

Приготовление пищи

  • Знать свойства продуктов.
  • Отличать хорошие продукты от испорченных.
  • Убирать продукты в шкаф или холодильник.
  • Пользоваться плитой и кухонными приборами.
  • Готовить бутерброды.
  • Паковать обед в дорогу.
  • Варить (жарить) яйца.
  • Продумать сбалансированный обед (ужин, завтрак).
  • Готовить простые салаты.

Обращения с деньгами

  • Знать купюры и монеты.
  • Рационально тратить малые суммы карманных денег.
  • Получать и считать сдачу
  • Сравнивать количество, качество и цену товаров

Прочее: звонить в специальные службы; оказать первую помощь; пользоваться простыми лекарствами; ухаживать за домашними животными.

Татьяна Порецких
психолог

"Мой Кроха и Я" №6 2005

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 3 до 7 лет"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама