Воспитание

Незримый контроль: побудешь один?

Незримый контроль: побудешь один?

24 февраля 2016

С какого возраста ребенок может оставаться дома один – вопрос спорный. Во многих странах, например в Австрии и Америке, законодательно предусмотрено, что это возможно лишь с двенадцати лет, а большинство психологов России считают, что оптимальный возраст такой «самостоятельности» – шесть-семь лет. Кто прав?

Приучать к самостоятельности надо начинать с самого раннего возраста, – считает большинство родителей. Но некоторые из них доходят до крайностей, решив, что делать это можно уже с пеленок. Новорожденный не умеет даже ползать, так что вряд ли вылезет из кроватки, когда мама выйдет в магазин. Действительно, вряд ли... Но если на его зов никто не ответит и он, беспомощный и беззащитный, будет захлебываться слезами… Что тогда? Ведь подсознание не дремлет, и этот плач отзовется когда-нибудь впоследствии, когда малыш станет старше. Но может случиться и другое – порыв ветра дунет в окно, одеяльце накроет младенца с головой, а мама не придет ему на помощь. Что может произойти, вряд ли предусмотришь. Мы и не оставляем ребенка одного, заботясь о «телесной» безопасности, которая стоит на первом месте, но часто забываем о безопасности души. Мы вряд ли понимаем, что страх, испытанный ребенком в одиночестве, способен изъесть его душу. Испуг – почва для будущих неврозов и комплексов неполноценности.

Личные особенности
Когда вы оставляете ребенка одного без присмотра, важен не только его возраст, но и то, каков он сам, чем отличается от сверстников, иными словами – особенности его личности, тип темперамента, наличие акцентуаций характера (своеобразное «заострение» некоторых индивидуальных свойств). И если малыш-холерик сам будет провоцировать вас оставить его без присмотра (правда, не задумываясь о последствиях), то меланхолик даже при намеке на подобное еще крепче ухватится за вашу юбку (вовсе не из-за того, что он такой плохой, а потому, что у него очень высокий уровень тревожности, потребность в самосохранении, и ему очень-очень страшно). Малыш-флегматик вряд ли станет отстаивать свои права, а сангвиник может даже показаться бесстрашным. Но реакция ребенка на ваш уход – лишь прелюдия к тому, что будет дальше. А дальше события могут развиваться по-разному: невозможно прогнозировать все нюансы ощущений у ребенка, который остался дома без присмотра. Даже холерик, побуждающий вас уйти, может внезапно испугаться шороха и шума. Его фантазия способна создать монстров, привидений и домовых. Чуть зашевелилась занавеска, а ему кажется, что за ней кто-то стоит. Вода в трубе внезапно зашумела, а ему слышится, что кто-то вошел в дом. Да, у страха глаза велики, и ребенок, уже с пеленок знакомый с агрессивными мультфильмами, наедине с самим собой способен соотнести себя с героем-жертвой испугавшего его мультика и так войти в роль, что в его голове перепутаются правда и вымысел. Он в ужасе, он паникует, но позвать на помощь некого – малыш один. И последствия испытанного стресса когда-нибудь обязательно дадут о себе знать.

Детские страхи
Родители должны быть осведомлены, какие страхи в каком возрасте «нормальны» для детей, какие – свойственны именно их ребенку, есть ли среди них страх одиночества (он часто бывает замаскирован подо что-то совсем другое, и только после первой «пробы» станет ясно, что он существует). Уже в семь месяцев младенец пугается, когда уходит мама. Считается, что это – предтеча будущего страха одиночества. В три года дети по-настоящему боятся: негативный багаж их жизни – страшилки из сказок и мультфильмов – «оживает», когда малыш остается один и чувствует себя незащищенным. Кроме того, примерно в этом возрасте у ребенка возникает боязнь замкнутого пространства, а квартира, в которой он заперт, и есть такое пространство. Ребенок уже не настолько наивен, чтобы не понять: он не сможет без помощи взрослого убежать и спастись (хотя бы от преследующего его домового).Что касается детей шести-семи лет (хотя отечественные психологи считают, что они уже могут оставаться дома без присмотра), вряд ли именно этот возраст – самый подходящий для подобного эксперимента. Именно в шесть-семь лет у детей достигает апогея страх смерти, который они пытаются скрыть, думая, что обсуждать эту тему не стоит. Когда ребенок, оставшийся один, чем-то напуган, этот страх сильней остальных. А после семи лет появляется страх смерти родителей, о котором дети тоже предпочитают молчать. Когда мамы с папой нет дома, на ум ребенку приходят самые страшные предположения о том, что могло случиться с родителями. В то же время, когда малыш совершенно бесстрашен, это не повод для гордости. Иногда это просто симптом патологии.

Одиночество - не значит самостоятельность
Для чего мы оставляем детей без присмотра, если в этом нет необходимости? Частый ответ на подобный вопрос: для развития самостоятельности. Да, но что такое самостоятельность? Нормы практических навыков для какого-то возраста или «репетиция взрослости»? Но ведь взрослым не станешь за час... Лучше, когда любая самостоятельность дошкольников, да и младших школьников, находится под контролем взрослого. Другое дело, что этот контроль может быть замаскированным и незримым. Но если вдруг случится непредвиденное, ребенок всегда будет знать, что вы рядом, а он защищен и не брошен. Возникает еще вопрос: если не с целью развития самостоятельности, то по какой причине вам захотелось оставить ребенка одного в квартире? Если вам вдруг понадобилось срочно сбегать за хлебом, поболтать с соседкой, пойти в гости – это субъективные причины, и решение можно «подкорректировать». В конце концов, за хлебом можно пойти с ребенком, а гостей – пригласить к себе, если идти к ним с малышом для вас, по той или иной причине, нежелательно. Наверное, можно также попросить присмотреть за ребенком родственников, близких знакомым или няню. Другое дело – так называемые объективные ситуации, когда вы действительно не можете взять ребенка с собой. В этом случае постарайтесь сделать любого знакомого взрослого, к которому расположен ребенок, «факиром на час». Ребенка, оставленного в квартире без присмотра, окружает море соблазнов и искушений – от желания устроить домашний потоп до попыток развести костер на полу. Все родительские профилактические запреты в моменты, когда ребенок остается один, провоцируют его проверить – действительно ли это «нельзя». Любое «нельзя» при освоении мира взрослых – яблоко с древа познания. Ева лишилась из-за него Рая, и дети тоже могут лишиться многого. Не стоит прислушиваться к советам, что ребенка надо приучать к самостоятельности, оставляя одного сначала на пять минут, потом на десять, двадцать, наконец, на два-три часа. Чтобы что-то случилось, достаточно мгновенья, поэтому не имеет значения – пять минут или пять часов малыш был без присмотра. Не каждый ребенок, как главный герой фильма «Один дома», способен вести себя так же отважно и находчиво в критических ситуациях. А в жизни они случаются на каждом шагу. Да, действительно, есть «выдрессированные» для одиночества дети, которые спокойно остаются дома одни – и родители их тоже спокойны. Но это особый тип родителей, особый тип мам – «снежные королевы», и уровень тревожности у таких детей, как правило, минимален. Однако каждая мама и каждый папа должны знать, что даже «адаптированный» к одиночеству ребенок, вдруг испугавшийся чего-то, почувствует себя отверженным и брошенным на произвол судьбы и расценит их отсутствие как предательство по отношению к нему. Вряд ли свежий хлеб стоит тех переживаний, которые испытывает малыш, оставаясь один дома!

Делаем выводы
С какого возраста можно оставлять ребенка дома одного – решайте сами, учитывая его личностные черты, стиль воспитания в семье, особенности планировки квартиры. И все же нежелательно проделывать подобный эксперимент над любимым чадом в дошкольном или младшем школьном возрасте, когда ему еще трудно управлять собой и контролировать свои желания, фантазии и эмоции. Всему свое время. Не форсируйте события без особой нужды: урожай положено собирать осенью – не ждите его весной. Как-то мне довелось спросить четырехлетнюю малышку, хотелось бы ей оставаться дома совсем одной, и она дала мне потрясающий урок. Вместо ответа рассказала сказку про маму-козу, злого волка и семерых козлят, акцентируя мое внимание на том, что до тех пор, пока мама-коза сидела дома и не ходила на ярмарку, у нее было семеро детей. Но когда коза, отправившись за покупками, оставила их дома одних, случилось самое страшное, что только могло случиться – пришел волк… «И остался у мамы-козы только один «деть»...», – печально сообщила малышка, мудрая, как Сократ, подводя грустный итог всему сказанному. И если действительно устами младенца глаголет истина, то, наверное, эта истина не требует комментариев, и прежде чем вы решитесь оставить ребенка без присмотра, подумайте обо всех «волках», способных его обмануть или испугать, а также, о том, что в жизни не всегда, как в сказках, бывает оптимистический конец.

Это важно!
Если необходимо на время оставить ребёнка в квартире одного и не удается найти кого-то, кто бы с ним посидел, нужно все тщательно продумать.

- Обеспечьте телефонную связь. Если малыш не знает цифр, покажите ему, на какую кнопку нажать для автоматического набора номера вашего мобильного (или телефона родственников, соседей), чтобы позвать на помощь. Если он знает цифры, нужные номера запишите на листке и оставьте рядом с телефоном (ребенок обязательно должен знать номера милиции, скорой помощи, пожарной службы).

- Постарайтесь спрятать, чтобы он не нашел, все, что угрожает его безопасности. Окна надежно заприте, лекарства уберите, электроприборы выключите.

- Ребенок должен закрыть дверь на цепочку и не открывать ее никому, кроме родителей или знакомых соседей.

- Прежде чем оставить ребенка дома одного, проведите с ним нечто вроде «деловой игры», смоделировав непредвиденные ситуации (как позвонить в милицию, как отвечать, если незнакомец позвонит в дверь и т.д.).

- Постарайтесь уточнить, когда вернетесь. Покажите ему на часах, когда это произойдет. Если надо задержаться, позвоните ребенку и объясните причину задержки, чтобы он неволновался.

- Не оставляйте младшего школьника одного ночью – это очень сильный стресс.

- Предупредите, что он не должен сам пользоваться электроприборами, включать газ, открывать краны, лезть на стул, чтобы достать что-то с полок, высовываться в окно, брать спички.

- Если в ваше отсутствие ребенок перевернул дом вверх дном, вместе с ним наведите порядок.

Алла Баркан
доктор медицинских наук, психолог

"Мой Кроха и Я" №3 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Детская психология" и "Родительский опыт"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама