Школа

Презумпция невиновности

Презумпция невиновности

22 февраля 2016

Маленький человек приходит из школы грустный, о прошедшем дне вспоминает неохотно, а то и со слезами, часто замыкается в себе. Что же с ним случилось? Будьте последовательны: в конфликте с учителем родители прежде всего должны твердо отстаивать интересы своего ребенка.

Кто виноват?
Ребенок не хочет идти в школу и использует любую возможность остаться дома. В таких случаях родители обычно думают, что у чада не складываются отношения с одноклассниками. Однако довольно частой причиной бывает также конфликт с учителем. Родителям трудно в это поверить – изначально они настроены доверять педагогам. Первая мысль, которая приходит им в голову, – виноват ребенок. Ничего удивительного: он такой непоседа, и характер у него отнюдь не ангельский, и он вполне может что-то прослушать. Раз учительница им недовольна, значит, есть за что. Почему она сердится именно на него, а не на других? И родители ищут причину в ребенке. А кто ищет, тот всегда найдет. В итоге, ни в чем не повинный школьник может испытать на себе двойную агрессию – со стороны учительницы и со стороны родителей. А это страшная травма для еще не окрепшей детской души.

Заглянем в прошлое
Многие критикуют Фрейда, считают его учение примитивным и далеким от истины. Тем не менее многие вещи он объяснил настолько точно, что можно только восхищаться. Педагог, как и любой человек, является носителем проблем своего прошлого, в том числе и детских. Об этих проблемах он может не помнить, они вытеснены из сознания, однако в тех или иных случаях дают о себе знать, влияя на поступки. Часто учительница сама не отдает себе отчет, что именно раздражает ее в ребенке. Свою строгость она объясняет какими-то лежащими на поверхности причинами: «Он несобранный, дерзкий, мешает работать классу…» Однако на самом деле за этим кроется нечто более глубокое. Возможно, в своем детстве женщина встречала подобного ребенка, и он нанес ей душевную травму. Причиной также может быть ее давно забытая детская зависть, сохранившаяся на уровне бессознательного: детям, которых она не любит, разрешали и разрешают то, чего никогда не разрешали ей в детстве. Их воспитывают свободно, а ее подавляли, они уверены в себе, а она была скованной и робкой. Эти дети, к тому же, учатся лучше, чем она училась в их возрасте, у них высокая самооценка, чего никогда не было у нее. Она в детстве боялась родителей и педагогов, была смирной и послушной, а «эти» как ни в чем не бывало беседуют со взрослыми на равных, высказывают свое мнение. Естественно, когда она глядит на них, ей становится обидно за себя, за свое несчастное детство – возникает внутреннее раздражение: она не была такой. Другая причина может скрываться в личной сфере. Я знала одну учительницу, которая очень хорошо относилась к девочкам и тиранила мальчиков. Причину она даже не скрывала: «Меня всю жизнь унижали мужчины, я столько натерпелась от них! Эти мальчишки станут мужчинами и будут обижать женщин! Хоть сейчас на них отыграюсь, пока они от меня зависят!» Есть также учительницы, которые относятся негативно к определенному типу девочек: «Такие как, «эта», уводят у нас мужей!» Скорее всего, подобную фразу вслух они не произнесут, но, вероятно, та или иная школьница внешне может напомнить педагогу одноклассницу из далекого прошлого, которая разрушила ее школьную любовь. Ассоциации могут быть самыми разными. Кроме того, у педагогов, как правило, есть свои дети, с которыми тоже хватает проблем. Конечно, обидно, что, например, у ее сына эти проблемы есть, а у Иванова из пятого «Б» все замечательно. Нельзя забывать и о текущих неприятностях. Однажды моя дочка попала к учительнице, которая разводилась с мужем. Неудивительно, что она была совершенно равнодушной к детям, ее все раздражало, у нее постоянно болела голова. Однажды я слышала, как она разговаривала со своей близкой подругой: «Он вчера пришел за вещами, наговорил мне столько гадостей. Я всю ночь после этого не спала, у меня поднялось давление…» Конечно, в такой период жизни педагогу не до учеников. Поэтому наилучший вариант для ребенка – учительница, у которой всегда все было благополучно: и в детстве, и в личной жизни. Многие возмущаются: «Подобным поведением учителя показывают свой непрофессионализм! Мало ли что у них делается в личной жизни! Мало ли кто им нравится, а кто нет? У них не должно быть никаких симпатий и антипатий, они обязаны относиться к детям объективно!» Так-то оно так, но практика показывает, что человек не робот и не всегда может победить свои эмоции. К тому же учитель сам искренне верит, что сердится на ученика только за плохое поведение, и не осознает глубинных мотивов своего раздражения. 

Ребенок нуждается в спасении
Если у школьника и учителя возникла психологическая несовместимость, ребенка надо спасать. Он не должен страдать от проблем старших. У взрослых проблем и комплексов гораздо больше, чем у него, и именно они своим нынешним поведением создают почву для его будущих комплексов. Для начала надо понять: психологическая несовместимость ребенка с учителем – не закономерность, а случайное невезение. Не каждый с каждым может работать, равно как не каждый за каждого может выйти замуж и т. п. И если ваш сын (дочь) педагогу чем-то не угодил, затронул своим поведением какие-то негативные глубинные ассоциации, этого, скорее всего, не произойдет с другой учительницей. И часто так бывает: одна учительница постоянно ругает ученика и ставит ему плохие оценки, а другая восхищается его талантом, хотя ребенок нисколько не изменился. Да, «неудачную» учительницу надо менять. Однако это процесс весьма сложный, и родителям надо быть готовыми несмотря ни на что отстаивать права своего ребенка. Основная трудность такая – в случае конфликта очень трудно доказать вину педагога. Почему-то всегда считается, что виноват ученик. Администрация школы, к которой вы обращаетесь, или другой педагог, к которому вы хотите уйти, почему-то сразу начинают искать недостатки в ребенке. Ту учительницу, от которой вы забираете свое чадо, администрация непременно хвалит: «Она опытный педагог, у нее стабильно хорошие результаты, никто на нее никогда не жаловался!» К ребенку, который взбунтовался и захотел уйти вместо того, чтобы молча страдать, относятся настороженно: «Ишь ты, какой принц! Учительница ему не понравилась!» Все пытаются найти вину в нем и внушить: «Ты виноват в конфликте!» Чтобы доказать вину педагога, нужны конкретные факты, а фактов может и не быть. Все дело в психологическом воздействии, в интонациях. Можно поставить ребенку пятерку, но сопроводить отметку таким комментарием, что ребенок целый день будет плакать. А можно поставить двойку – очень деликатно, не задев ничьего достоинства. Скрытое оскорбление чаще всего проявляется в форме интонации, мимики, жестов – если просто записать фразу, которую произнес учитель, она может показаться совершенно нейтральной. Поэтому, если собираетесь остаться в этом учебном заведении, не стоит жаловаться и воевать. Лучше тихо-мирно поменять преподавателя, сославшись на какой-нибудь нейтральный предлог (например, не подходит время занятий). Также можно похвалить педагога, к которому собираетесь уйти, сказать, что слышали о нем хорошие отзывы и хотели бы отдать ребенка именно к нему – уходите не от учителя, а к учителю. Это трудно, поскольку мест в классах, в группах, как правило, нет, расписание составлено окончательно… Но за благополучие ребенка надо бороться, надо показать ему, что в жизни всегда есть выбор. Я придерживаюсь точки зрения презумпции невиновности детей и виновности взрослых. Вот слова одной учительницы: «Если вам не нравится школа, не нравится учительница, не нравится класс – меняйте! Ищите для ребенка самый лучший вариант!» Она так смело заявляла об этом, потому что знала: уж ее-то никто не захочет сменить на другую!

Правила взаимоотношений учителя и ученика не нами придуманы, и стоит научиться им следовать.
- Когда идешь в школу, нужно быть вежливым, доброжелательным и не зазнаваться. Надо быть активным на уроках, поднимать руку и отвечать на вопросы учителя подробно и по существу.

- Демонстрировать лишние знания не стоит, равно как и не нужно перебивать других и вставлять комментарии там, где тебя не просят.

- Недопустимы такие заявления: «Я учусь английскому не только у вас, но еще и на курсах, где преподает носитель языка. Поэтому я лучше знаю, как произносится это слово!» После таких заявлений конфликт с учителем обеспечен.

- Не всегда можно уйти от учительницы, которая не нравится, особенно если ребенок уже вырос из возраста младших классов. В средних классах учителей много, и велика вероятность, что с кем-нибудь возникнет конфликт.

- Приветливая улыбка ребенка и радостное «Здравствуйте!», желание сесть за первую парту и взгляд в глаза педагогу во время объяснения на уроке часто играют решающую роль во взаимоотношениях.

Родительские университеты
Существуют некоторые признаки вероятности конфликтных отношений с учительницей. Если при знакомстве проявляется хоть один из них, стоит поискать другого педагога.

- Учительница не идет на контакт с родителями, все время отговаривается: "Мне некогда!" Если беседа все-таки происходит, она больше говорит, чем слушает, притом говорит высокомерно, поучающим тоном. Аргументы родителей пропускает мимо ушей, считая, что и так все знает. Более того она может и рассердиться: " Ишь, какие строптивые родители! Кто из нас педагог: я или вы?"

- Учительница проявляет равнодушее, занята своими проблемами. Когда родители пытаются с ней что-то обсудить, она выражает свое недовольство:  "У меня тридцать учеников, я не могу возиться с каждым!" Или: "Я сейчас неважно себя чувствую, мое заболевание обостряется, боюсь, меня скоро положат в больницу". После таких заявлений родители чувствуют себя неловко, будто они или их дети виноваты в болезни учительницы.

- Учительница раздражена, хотя и пытается вести себя сдержанно и деликатно. Она даже изображает улыбку и говорит правильные вещи, но по оттенкам её интонаций и нервному подергиванию рук можно заметить, что общение ей вовсе не доставляет удовольствия. Она не расслаблена, она держит себя в руках, готовая в любой момент взорваться.

Юлия Джумм
психолог

"Мой Кроха и Я" №2 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 7 до 16 лет" и "Мама и Папа"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.

Статьи

Реклама