Здоровье

Позаботимся о здоровье

Позаботимся о здоровье

18 февраля 2016

Кто несет ответственность за жизнь и здоровье детей при проведении различных внешкольных мероприятий? Как обеспечивается в школе неотложная медицинская помощь детям? Какие ограничения существуют в отношении учебных нагрузок школьников? На каком основании дети освобождаются от уроков физкультуры?

Кто за что отвечает?
Многие родители всю ответственность за здоровье детей возлагают на школу: ведь именно там дети проводят значительную часть времени. Сложившаяся еще десятилетия назад система школьного призрения такова, что она не оставляет без внимания ни одного ребенка, и это создает впечатление, что за здоровье детей отвечает только школа. И в самом деле школа многое должна делать. Но не расслабляет ли это родителей (да и самих детей), порождая потребительское отношение к учителям и образовательному учреждению в целом?

В соответствии с предписаниями Семейного кодекса родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, а обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. В связи с этим переносить львиную долю ответственности за состояние здоровья детей на классного руководителя или директора школы неправильно.

Но, конечно, забота о сохранении жизни и укреплении здоровья детей — обязанность любого образовательного учреждения. Именно поэтому учителям категорически запрещается отпускать учеников на различные мероприятия (репетиции, соревнования) по их личной просьбе (или просьбе их родителей, а тем более посторонних лиц), если на то нет разрешения администрации школы. Запрещается удалять учеников с урока. Учитель во время урока несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей. Он не может удалять их из класса и должен отпускать их с урока только по звонку; задерживать детей в классе во время перемены нельзя.

Участие детей в соревнованиях вне школы, в экскурсиях и походах разрешается только после издания соответствующего приказа директора школы. А ответственность за жизнь и здоровье детей при проведении подобных мероприятий несет тот учитель, воспитатель или любой другой сотрудник школы, который этим приказом назначается сопровождающим и ответственным.

Если детей на занятия доставляет школьный автобус, то образовательное учреждение берет на себя ответственность за ребенка с момента его посадки в автобус.

Надо признать, что некоторые факторы риска, связанные с неизбежной скученностью детей, вряд ли можно устранить полностью. Ушибы и переломы, травмы головы, которые дети (особенно мальчики) получают на переменах в школьном коридоре или во дворе, к сожалению, не редкость. Обстоятельства каждого такого случая нужно рассматривать строго индивидуально.

Надо заметить, что действующее гражданское законодательство считает виновность того, кто причинил вред, обязательным условием привлечения его к ответственности. Оно, далее, учитывает грубую неосторожность самого потерпевшего, если она способствовала возникновению или умножению ущерба.

То есть: даже если педагоги прошли необходимый инструктаж, даже если в полном порядке мебель и школьное оборудование, а территория школы идеально благоустроена, даже если за каждый квадратный метр школьных владений отвечает кто-то из педагогов, — все равно это не сможет наверняка помешать подростку улучить момент и на спор с приятелями спрыгнуть с третьего этажа… Справедливо ли в данном случае говорить о привлечении школы к имущественной ответственности?

В кабинете врача
Всем вроде бы понятно, что в соответствии с нормой статьи 51 Закона «Об образовании» школа должна гарантировать охрану и укрепление здоровья учащихся. Что касается врачебной помощи, школьная администрация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медиков, остальное — забота органов здравоохранения. Но неотложная медицинская помощь детям оказывается в школе редко. По данным Министерства образования и науки, более половины школ в крупных городах, не говоря уже о сельских, медицинским персоналом не обеспечены.

Родители, чьи дети лишены медицинского обслуживания в школе, могут в данной ситуации занять одну из двух позиций: или, невзирая ни на что, просто требовать от администрации школы выполнения норм закона (это бывает чаще), или (к сожалению, более редкая позиция) постараться через органы общественного управления школой оказать помощь в устройстве медицинского кабинета и его укомплектовании всем необходимым в соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Впрочем, если в школе нет постоянного медика, у родительского комитета должно хватить благоразумия не покупать указанный в этом документе дорогой холодильник для хранения вакцин. А вот приобретение таких простейших медицинских принадлежностей, как шины для фиксации конечностей, аптечка, грелка для льда, может быть профинансировано родителями безболезненно. Ведь медицинская аптечка есть даже в каждом автомобиле, а автомобиль есть теперь у многих. Так почему же не помочь приобрести ее школе, в которой ребенок проводит несравненно больше времени, чем в родительской машине?

Кстати, перечисленные принадлежности необходимы не только в медицинском кабинете — они окажутся полезными и в преподавании курса основ безопасности жизнедеятельности (чтобы дети приобретали навыки первой помощи не только по плакатам, выпущенным десятки лет назад).

Где ребёнку вымыть руки?
В гигиенических требованиях к условиям обучения, зафиксированных в санитарных нормах и правилах, все расписано до мелочей. Есть там указания и о том, какими должны быть школьные туалеты: «На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями... Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них». Определено даже то, какое количество унитазов должно быть в школе в зависимости от числа учеников.

Увы, очень многие школы не соответствуют гигиеническим нормам. Одна из причин очевидна: на необходимое оснащение не хватает денег. Но это не значит, что можно ничего не делать. Во многих случаях нужны не деньги, а наведение элементарного порядка.

И еще. Безобразное состояние школьных туалетов — это не только проблема здоровья, но и проблема уважения человеческого достоинства. Ежедневно испытывать чувство неловкости, а то и унижения, — это ненормально, с этим нельзя мириться.

Часто родители добровольно вносят средства на ремонт школы. Но судьба этих средств, бывает, остается для них неизвестной. А ведь они вправе ожидать, что расходы будут производиться под их контролем. И для этого у них необходимый инструмент — органы самоуправления, которые они создают. Родители сами должны решать (разумеется, советуясь с педагогами, с администрацией школы), на какие нужды будут израсходованы собранные ими деньги. Они лучше знают, что нужнее их детям, — новые занавески на окнах или отремонтированный и чистый санузел.

Нагрузки и перегрузки
Родители — особенно родители младших школьников — часто спрашивают, существуют ли какие-либо ограничения учебных нагрузок. Разумеется, существуют. Любая, даже самая «продвинутая» школа, обязана считаться с требованиями и ограничениями, которые установлены законом и санитарными нормами и требованиями.

Так, учебные занятия с первоклассниками (несмотря на то, что многие городские школы переполнены) могут проводиться только в первую смену. У первоклашек может быть только 5-дневная учебная неделя. В день — не более 4 уроков продолжительностью не более 35 минут. (Чтобы облегчить детям привыкание к школе, учебные нагрузки наращиваются постепенно: в сентябре — октябре ежедневно проводятся только 3 урока по 35 минут каждый.)

Обязательна организация облегченного учебного дня в середине учебной недели. В середине учебного дня — обязательная пауза продолжительностью не менее 40 минут, во время которой дети могли бы подвигаться. В середине самой насыщенной третьей четверти для них устраиваются дополнительные недельные каникулы. Тем, кто посещает группу продленного дня, должны быть созданы условия для дневного сна, обеспечено трехразовое питание и прогулки. В первом полугодии категорически запрещено давать первоклассникам задания на дом.

В начальных классах так называемая плотность учебной работы на уроках по основным предметам не должна превышать 80 процентов. Чтобы предупредить утомление, нарушение осанки, ухудшение зрения, во время занятий проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью, деревом и проволокой для учащихся младших классов на любых уроках должна составлять не более 5 минут.

Домашние задания дают с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) — до одного часа, во 2-м классе — до полутора часов, в 3-и и 4-м классах — не более двух часов.

К сожалению, система реальных взаимоотношений между школой и родителями сегодня такова, что родители могут эффективно голосовать против чрезмерных нагрузок в школе, только переведя ребенка в другую, более гуманную школу. И вопросом здравого смысла в любой семье остается выбор между здоровьем ребенка и «престижностью» школы.

Предъявить справку?
Обязан ли ребенок предоставить в школу медицинскую справку в случае пропуска занятий? На каком основании дети освобождаются от уроков физкультуры? Подобные вопросы, связанные с временной «неучебоспособностью» детей, возникают часто.

Исходя из здравого смысла, признаем: за благополучие ребенка бремя ответственности несут прежде всего его родители. И если ребенок занемог, именно им решать, нужно ли обращаться к врачу, чтобы ему поставили диагноз, назначили лечение, выдали справку, подтверждающую, что он может приступить к занятиям. Конечно, в большинстве случаев это необходимо. Но бывает, что ребенок находится, так сказать, в пограничном состоянии: голова болит, а ни температуры, ни кашля, ни насморка нет. Зачем отправлять его в поликлинику? И так ясно, что в школу ему идти сегодня не стоит. Сегодня контрольная? Так кто, скажите, лучше родителей может понять, обязательно ли ребенку писать эту контрольную, если после нее он точно сляжет? Родители должны научиться брать на себя такого рода ответственность, а также научиться объясняться с педагогами в случае таких вот «прогулов».

К великому сожалению, освобождение от уроков физкультуры было и остается мечтой многих школьников. Урок, который, казалось бы, должен быть самым популярным и любимым, нередко воспринимается ими как тяжкое бремя. От уроков физкультуры часто отлынивают даже те, кто любит спорт и занимается в спортивных секциях. Дело, наверное, в том, что эти уроки просто неинтересны: ничего кроме упражнений, норм, зачетов; а где игры, веселые состязания?

Освобожденных от уроков физкультуры, по сути, не должно быть, так же как и освобожденных от уроков математики. Многим, у кого проблемы со здоровьем, стоит заниматься лечебной, адаптивной физкультурой, и, может быть, чаще, чем их вполне здоровым сверстникам. С этими детьми преподавателям надо работать отдельно. И если вашего ребенка освобождают от уроков физкультуры, это значит, что преподаватели вашей школы попросту не исполняют своих обязанностей в полной мере.

Д. Растимешин

"Семья и школа" №8 2005

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 7 до 16 лет"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.

Статьи

Реклама